Рабочая программа по технологии «Индустриальные технологии» 8 класс Пояснительная записка Настоящая рабочая программа по технологии для 8 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей № 25 и на основе примерной программы по технологии: программы 5-8 классы / авт. –сост.. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица. Цели: формирование у учащихся качеств, творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующей личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации; формирование знаний и умений использование средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услугу в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей; формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности. Задачи: развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства , заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем; ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел; развитие художественной инициативы; воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве; воспитание уважения к народным обычаям и традициям; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера. Учебно-методический комплекс Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Учебно-методический комплекс учителя: 1) Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д.Симоненко, А.А.Электов, Б.А.Гончаров и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 176 с.: ил. Общая характеристика предмета технологии как учебного предмета Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). Данная рабочая программа разработана по направлению «Технология ведения дома». Общими во всех направлениях программы являются разделы «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное производство и профессиональное образование». Их содержание определяется соответствующими технологическими направлениями (индустриальные технологии, технологии ведения дома и сельскохозяйственные технологии). При разработке рабочей программы, исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, дополнительный авторский учебный материал отбирался с учетом следующих положений: • распространенность изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; • возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность; • выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов; • возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Каждый компонент рабочей программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования. В рабочей программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану дается в конце каждого года обучения. При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости). Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в рабочей программе направлены на освоение различных технологий. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание представляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Количество часов, на которые рассчитана рабочая программа Рабочая программа составлена в соответствии с примерной программой и рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, исключая календарные праздничные дни). Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Личностные УУД У обучающихся будут сформированы: Ответственное отношение к учению; Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения; Формирование способности к эмоциональному восприятию языковых объектов, лингвистических задач, их решений, рассуждений; Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; Обучающийся получит возможность для формирования: Первоначальные представления о технологии как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации; Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; Креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении технологических задач; Метапредметные УУД Регулятивные УУД Обучающийся научится: Формулировать и удерживать учебную задачу; Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; Предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; Составлять план и последовательность действий; Осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; Адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; Сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; Обучающийся получит возможность научиться: Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; Осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; Концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; Познавательные УУД Обучаюшийся научится: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Использовать общие приёмы решения задач; Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; Осуществлять смысловое чтение; Создавать, применять и преобразовывать технологические средства, модели и схемы для решения задач; Самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных технологических проблем; Понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; Понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; Находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации; Обучающийся получит возможность научиться: Устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; Формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности); Видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; Выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; Интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); Оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; Коммуникативные УУД Обучающийся научится: Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; Взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; Разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: Осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; Активно участвовать в учебно-познавательной деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; Адекватно использовать средства общения для решения коммуникативных задач; Корректно формулировать и обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания; Аргументировать свою позицию и соотносить ее с позициями партнеров; Понимать относительность мнений и подходов к решению задач; Стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Контролировать свои действия и соотносить их с действиями других участников коллективной работы. Предметные УУД В познавательной сфере: Обучающийся научится: Осознавать роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификации видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентацию в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; Практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведению наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснению явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований; Уяснению социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознаванию видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценки технологических свойств сырья, материалов и областей их применения; Обучающийся получит возможность научиться: Применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рационально использовать учебную и дополнительную техническую и технологическую информацию для проектирования и создания объектов труда; Овладевать средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладевать методами чтения технической, технологической и инструктивной информации; Устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применять общенаучные знания по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применять элементы экономики при обосновании технологий и проектов; Алгоритмами и методами решать организационные и технико-технологические задачи; овладевать элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; В трудовой сфере: Обучающийся научится: Планировать технологические процессы и процессы труда; подбирать материал с учётом характера объекта труда и технологии; подбирать инструменты, приспособления и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов; Овладевать методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решать творческие задачи, моделирования, конструирования; проектировать последовательность операций и составление операционной карты работ; Выполнять технологические операция с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдать трудовую и технологическую дисциплины; соблюдать нормы и правила безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; Выбирать средства и виды представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; Контролировать промежуточные и конечные результаты труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявлять допущенные ошибки в процессе труда и обосновывать способы их исправления; Обучающийся получит возможность научиться: Документировать результаты труда и проектной деятельности; рассчитывать себестоимость продукта труда; примерную экономическую оценку возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; В мотивационной сфере: Обучающийся научится: Оценивать свои способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознавать ответственность за качество результатов труда; Согласовывать свои потребности и требования с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности; Обучающийся получит возможность научиться: Формировать представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; Выражать готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивать свои способности и готовность к предпринимательской деятельности; Стремиться к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; В эстетической сфере: Обучающийся научится: Владеть методами эстетического оформления изделий, обеспечивать сохранность продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разрабатывать варианты рекламы выполненного объекта или результата труда; Рационально и эстетически оснащать рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда; Уметь выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественном оформлении объекта труда и оптимальном планировании работ; Обучающийся получит возможность научиться: Рациональному выбору рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; Оформлять класс и школу, озеленять пришкольный участок, стремиться внести красоту в домашний быт; В коммуникативной сфере: Обучающийся научится: Практически осваивать умения, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; Устанавливать рабочие отношения в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективного сотрудничества и способствования эффективной кооперации; интегрирования в группу сверстников и построения продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями. Обучающийся получит возможность научиться: Сравнивать разные точки зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументировать свою точку зрения, отстаивать в споре свои позиции невраждебным для оппонентов образом; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; овладевать устной и письменной речью; строить монологические контекстные высказывания; публичную презентацию и защиту проекта изделия, продукта труда или услуги; В физиолого-психологической сфере: Обучающийся получит возможность научиться: Развивать моторику и координацию движений рук при работе с ручными инструментами и выполнения операций с помощью машин и механизмов; достижения необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; Соблюдению необходимых величин усилий, прилагаемых к инструментам, с учётом технологических требований; Сочетать образное и логическое мышления в проектной деятельности. Раздел «Технология домашнего хозяйства» Обучающийся научится: Определять расход и стоимость горячей и холодной воды; Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Обучающийся получит возможность научиться: Читать схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме. Раздел «Электротехника» Обучающийся научится: Оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной сети; Эксплуатировать электроприборы по инструкциям; Читать простые электрические схемы; Определять расхода и стоимости электроэнергии за месяц; Обучающийся получит возможность научиться: Приемами пользования электромонтажных работ; Собирать цепи из деталей конструктора; Исследовать работы цепи при различных вариантах ее сборки. Экономить электрическую энергию. Раздел «Семейная экономика» Обучающийся научится: Выявлять потребность семьи; Составлять семейный бюджет с учетом доходов и потребности семьи; Рационально планировать расходы на основе актуальных потребностей семьи; Совершать покупки; Определять потребительские качества товаров, способов защиты прав потребителей; Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи; Планировать возможную трудовую деятельность; Обучающийся получит возможность научиться: Оценивать возможности предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета; Планировать недельные, месячные, и годовые расходы семьи с учетом ее состава. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» Обучающийся научится: Знакомиться с деятельностью производственного предприятия; Знакомиться по Единому тарифно-квалификационному справочнику с массовыми профессиями; Знакомиться с профессиограммами массовых для региона профессий; Анализировать предложения работодателей на региональном рынке труда; Составлять план физической подготовки к предполагаемой профессии; Обучающийся получит возможность научиться: Диагностировать склонности и качества личности; Самодиагностировать профессиональную пригодность к выбранному виду профессиональной деятельности; Построению карьеры в профессиональной деятельности; Рационально выбирать пути продолжения образования или трудоустройства; Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» Обучающийся научится: Обосновывать тему творческого проекта; Искать и изучать информации по проблеме, формировать базу данных; Выполнять проект и анализировать результат работы; Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию; Обучающийся получит возможность научиться: Разрабатывать несколько вариантов решения проблем; Выбирать лучший вариант Готовить необходимую документацию с использованием ПК Содержание учебного курса: Содержание курса полностью отвечает требованиям государственного стандарта, в нем представлен обязательный базовый уровень содержания обучения технологии. В 8 классе в разделе «Технология домашнего хозяйства» (10 часа) в теме «Экология жилища» даются характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном)домах, правила их эксплуатации, понятие об экологии жилища, современные системы фильтрации воды, система безопасности жилища. Тема «Бюджет семьи»(4 ч.) раскрывает вопросы по источники семейных доходов и бюджет семьи, способы выявления потребностей семьи, технология построения семейного бюджета, доходы и расходы семьи, технологии совершения покупок, потребительские качества товаров и услуг, способы защиты прав потребителей, технология ведения бизнеса, оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Тема «Технологии ремонта элементов систем водоснабжения и канализация» (4 ч.) раскрывает вопросы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме, систему канализации в доме, мусоропроводов и мусоросборников, работы счетчика расхода воды, способов определения расхода и стоимости расхода воды, экологических проблем, связанных с утилизацией сточных вод. В разделе «Электротехника»12 ч. изучаются темы «Бытовые электроприборы»(4 ч.), где подробно рассматриваются электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация, электрические и индукционные плиты на кухне, принципы действия, правила эксплуатации, преимущества и недостатки, пути экономии электрической энергии в быту, правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, назначение, устройство эксплуатации отопительных электроприборов, устройство и принцип действия микроволновой печи, общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машинавтоматов, электрических вытяжных устройств, электронные приборы: телевизоры, музыкальные центры, компьютеры, часы и др., вопросы сокращения срока службы и поломка при скачках напряжения, способы защиты приборов от скачков напряжения. Тема «Электромонтажные и сборочные технологии» (4 ч.) включает в себя общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении, видах источников тока и приёмников электрической энергии, условных графических изображениях на электрических схемах, понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме, видах проводов, инструментов для электромонтажных работ; приёмы монтажа, установочных изделий, приемах монтажа и соединений установочных приводов и установочных изделий, правил безопасной работы, профессиях, связанных с выполнением электромонтажных и наладочных работ. Изучая тему «Электротехнические устройства с элементами автоматики»(4 ч) учащиеся знакомятся со схемой квартирной электропроводки, работой счетчика электрической энергии, элементами автоматики и бытовых электротехнических устройствах, устройством и принципом работы бытового электрического утюга с элементами автоматики, влияниях электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 ч) включает в себя две темы. Первая тема «Сферы производства и разделение труда» (2 ч.) раскрывает понятия сферы и отрасли современного производства, основных составляющих производства, основных структурных подразделений производственного предприятия, уровней квалификации и уровней образования , факторов, влияющих на уровень оплаты труда. Дается понятие о профессии, специальности, квалификации и компетентности работника. Вторая тема «Профессиональное образование и профессиональная карьера» изучает виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе, региональный рынок труда и его конъюктуры, профессиональные интересы, склонности и способности, диагностику и самодиагностику профессиональной пригодности, источники получения информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования, здоровье и выбор профессии. В разделе «Технологии творческой и опытнической деятельности» (8 часов) по теме «Исследовательская и созидательная деятельность» выполняется творческий проект. Под творческим проектом понимается самостоятельная творчески завершенная работа, выполненная под руководством учителя. Работа над проектом включает в себя составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения проекта, элементы деятельности по маркетингу (изучению спроса и предложения), конструированию, технологическому планированию, наладке оборудования, изготовлению изделий и их реализации. В задачу проектирования входит также экономическая и экологическая оценка выполняемых работ. Результаты проектной деятельности должны поэтапно -фиксироваться в виде описания и обоснования выбора цели деятельности с учетом экономического, экологического и социального аспектов, эскизов и чертежей, технологических карт, планов наладки оборудования, а также изделия, готового к внедрению, или конкретного решения поставленной проблемы. По совокупности всех этих рабочих и уточненных материалов и готового решения или изделия оценивается уровень общетрудовой подготовки школьников. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся и интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения. Работа над проектом в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь, тщательность и добросовестность в работе, равноправие и свободу в выражении идей, их отстаивании и в то же время доброжелательность при всех обстоятельствах Можно выделить следующие этапы выполнения проекта: 1)выбор темы проектного задания с учетом анализа потребностей дома, школы, организации досуга, производства, сферы обслуживания и т. д.; 2)оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых для выполнения проекта, спектра первоначальных идей для разрешения проблемы противоречия между потребностями и возможностями деятельности; 3) сбор и обработка необходимой информации при изучении литературы, обращение к банку данных, интернету; 4) разработка идей выполнения проекта с учетом экономических и экологических ограничений; 5) планирование, организация и выполнение проекта с учетом требований дизайна и эргономики, текущий контроль и корректировка деятельности: оценка качества выполненной работы, защита проекта. Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса 1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК: 1. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод. Пособие/ А.К.Бешенков, А.В.Бычков, В.М.Казакевич. С.Э.Маркуцкая. – 3-е изд., стереоти. – М.: Дрофа. 2007. – 220, [4] с.: ил. 2. Материалы для подготовки и проведения экзамена: Технология: 9 кл./ Сост. А.В.Марченко, Ю.Л.Хотунцев, О.А.Кожина; М-во образования Рос.Федерации. – М.: просвещение, 2002. – 111 с. 3.. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета им. акад. И.Г.Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 235 с. 4.. Неделя «ТЕХНОЛОГИИ» в школе: Методическое пособие. Выпуск 1. / Под ред. О.В.Атауловой. – Ульяновск: ИПКПРО, 2003. – 56 с. 5. Панкеев И.А. Экология вашего дома. Больше чем Фэн-Шуй! / И.А.Панкеев, Н.Г.Рыбальский. – М.:АСТ: Олимп, 2008. – 250 с. – (Сити-Класс: Открой для себя мир) 6. Технология: Сборник творческих проектов учащихся/ Авт.-сост. В.Д.Симоненко. – 2-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256 с.: ил. 2. Специфическое сопровождение: Классная доска Магнитная доска Персональный компьютер Мультимедийный проектор Объекты для демонстрации технологии выполнения Демонстрационные таблицы Инструкционные и инстукционно-технологические карты Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса математики 3. Интернет-ресурсы. nsportal.ru социальная сеть работников образования http://www.proshkolu.ru/ http://pedsovet.su http://tehnologi.su/ http://metodisty.ru/ http://www.uchportal.ru/ http://festival.1september.ru/ http://www.bookin.org.ru/ http://www.it-n.ru Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающиеся должны владеть общеучебными умениями: Планировать варианты личной профессиональной карьеры и путей получения профессионального образования на основе соотнесения своих интересов, возможностей с содержанием и условиями труда по массовым профессиям и их востребованностью на региональном рынке труда; Трудовыми и технологическими умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями; Навыками применения распространенных ручных инструментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; Рационально использовать рабочее место; Применять конструкторскую и технологическую документацию; составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделий, выполнения работ или получения продукта; Выбирать сырье, материалы, пищевые продукты, инструменты и оборудование для выполнения работ; Конструировать, моделировать, изготавливать изделие; Соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями. Машинами, электрооборудованием; Осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изготовляемого изделия или продукта; Находить и устранять допущенные дефекты; проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; Планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий; Распределять работу при коллективной деятельности; Календарно-тематическое планирование Тематическое планирование № Тема урока Кол -во час ов Дата п Планируемые результаты Учебные действия ф Предметные Личностные Метапредметные Примеча ние Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (10 часа) 1, 2 3, 4, 5, 6 Эстетика экология жилища и Бюджет семьи. 2 4 Знакомиться с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в помещении. Ознакомиться с системой фильтрации воды (на лабораторном стенде). Знать современные системы фильтрации воды, понимать систему безопасности жилища, иметь представление о правилах эксплуатации теплоснабжения, водоотвода и канализации. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии, к школе. Устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности семьи. Планировать недельные и годовые расходы семьи с учетом ее состава. Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность. Знать технологию построения семейного бюджета, способы защиты прав потребителей. Уметь совершать покупки. Иметь представления о возможностях предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Активно участвовать в учебнопознавательной деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. 7, 8, 9,10 Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации. 4 11, 12, 13, 14 Электромонта жные и сборочные технологии 4 15, 16, 17, 18 Электротехни ческие устройства с элементами автоматики 4 Определять составляющие системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Определять расход и стоимость горячей и холодной воды Знать способы определения расхода и стоимости расхода воды, понимать значимость экологических проблем, связанных с утилизацией сточных вод, устройство сливных бачков различных типов. Раздел «Электротехника» (12 ч.) Чтение простых Иметь общее понятие электрических схем, об электрическом токе, сборка электрической силе тока, напряжении цепи, знакомство с и сопротивлении, видами условных графических электромонтажных изображениях на инструментов и электрических схемах. приемами их Знать правила использования. безопасной работы. Определять расход и стоимость электроэнергии в месяц, знакомиться с устройством им принципами работы бытовых электроустановках Иметь представление о схеме квартирной электропроводки, знать работу счетчика электрической энергии; понимать влияние электротехнических и электронных приборов на здоровье человека. Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам технологии, к школе Устанавливать причинноследственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; Коммуникативна я компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебноисследовательско й, творческой и других видах деятельности; Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностям и; Принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы. 19, 20, 21, 22 23, 24 Бытовые электроприборы Сферы производства и разделения труда 4 Знакомиться с устройством и принципом действия стиральной машиныавтомата, холодильника, микроволновой печи , оценивать допустимую суммарную мощность электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной сети. Знакомиться со способом защиты электронных приборов от скачков напряжения. Знать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами, назначение , устройство, правила эксплуатации отопительных электроприборов. Понимать принцип работы, виды и правила эксплуатации бытовых холодильников и стиральных машинавтоматов, электрических вытяжных устройств. Умение Осознавать роли контролировать техники и процесс и технологий для результат прогрессивного учебной развития деятельности; общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (4 ч.) Устанавливать 2 Исследовать Иметь представление о Критичность причиннодеятельность сферах и отраслях мышления, умение следственные производственного современного распознавать связи; строить предприятия или производства. логически логические предприятия сервиса. Знать уровни некорректные рассуждения, Анализировать квалификации и высказывания, умозаключения структуру уровни образования. отличать (индуктивные, предприятия и Понимать значения : гипотезу от дедуктивные и по профессиональное Профессия, факта; аналогии) и разделение труда. квалификация, выводы; 25, 26 Профессионал ьное образование и профессиональн ая карьера 2 Разбираться в специальность, понятиях компетентность «профессия», работника. «специальность», «квалификация». Знакомиться по Иметь представления о Креативность Единому тарифновидах массовых мышления, квалификационному профессий сферы инициативы, справочнику с производства и сервиса находчивости, активности при массовыми в регионе. решении профессиями, Знать региональный технологических анализировать рынок труда, здоровье задач; предложения и выбор профессии; работодателей на Уметь получать региональном рынке информацию о труда, искать профессиях, путях и об информацию в уровнях различных профессионального источниках, включая образования интернет, о возможностях получения профессионального образования, проводить диагностику склонностей и качеств личности. Строить планы профессионального образования и трудоустройства Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (8 ч.) Формировать учебную и общепользовательс кую компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТкомпетентности); 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34 Исследователь ская и созидательная деятельность 8 Обосновывать тему творческого проекта. Находить и изучать информацию по проблеме, формировать базу данных. Разрабатывать несколько вариантов решения проблем, выбирать лучший вариант и подготавливать необходимую документацию и презентацию с помощью ПК. Выполнять проект и анализировать работы. Оформлять пояснительную записку и проводить презентацию проекта. Иметь представление о проектировании как сферы профессиональной деятельности. Знать последовательность проектирования. Уметь пользоваться банком идей, реализовывать проект и оценивать его. Коммуникативна я компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебноисследовательско й, творческой и других видах деятельности; Определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;