рабочая программа по изо 8 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса
составлена на основе примерной учебной программы по изобразительному
искусству (автор Б. М. Неменский 2011 год), Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», соответствии с основными
положениями федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО второго поколения).
Цель: изучение и развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к
искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на
человека и общество.
Задачи :
- актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
- культурная адаптация школьников в современном информационном
пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
- формирование целостного представления о роли искусства в культурноисторическом процессе развития человечества;
углубление художественно-познавательных интересов и развитие
интеллектуальных и творческих способностей подростков;
- воспитание художественного вкуса;
- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социальноэстетической компетентности;
- формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика учебного предмета
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного
материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь
сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия
произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а
также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого,
последовательного приобретения навыков и умений.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в
истории искусства и соответственно углублению композиционного
мышления
учащихся:
здесь
формируются
основы
грамотности
художественного изображения (рисунок, живопись), понимание основ
изобразительного языка.
В данную программу внесены следующие изменения:
в связи с увеличением предметных недель в программу включено:
- в последовательность изучения тем первой четверти добавлена тема
1.9 «Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов. Человек и его
профессия»; её изучение планируется после изучения темы 1.8 «Понимание
красоты человека в европейском и русском искусстве», что объясняется

логической взаимосвязью изучаемых ключевых понятий данных тем, а так
же модульным подходом к преподаванию);
- в содержание учебного предмета темы 2.6 и 2.7 «Создание тематической
картины «Жизнь моей семьи» объединены с темой 2.5 «Просмотр
видеофильма «Третьяковская галерея», что обусловлено целесообразностью
(или рациональностью) изучения ключевых понятий указанных выше тем в
рамках одной темы;
- в структуру и содержание разделов 1. «Изображение фигуры
человека и образ человека», 2. «Поэзия повседневности», 3. «Великие темы
жизни» внесены новые темы 1.5. «Великие скульпторы. С.Д.Эрьзя», 2.4
«Сюжет и содержание в картинах мордовских художников (Ф.В.Сычков,
А.Мухин и братья Шанины)», 3.10 «Художественные музеи моего города.
Музей изобразительного искусства им. С.Д. Эрьзи» связанные с
региональным компонентом образовательной области «Искусство», с
изменениями в программе итоговой аттестации обучающихся на 2013-2014
уч.г., с изменениями в программе олимпиады школьников по предмету;
Описание места учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе
перечень обязательных учебных предметов, в том числе изучение предмета
«Изобразительное искусство».
В Федеральном базисном учебном плане в 7 классе на изучение
изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 35 часов (35
недель), в том числе 1 обобщающий урок в конце года.
На основании Примерных программ Министерства образования и
науки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания
образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного
образовательного учреждения (МОУ СОШ №9 г. Саранска) реализуется
программа данного уровня.
Количество:
 тем регионального содержания – 4
 экскурсии – 1
 творческие работы – 16
 тестирование - 2
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и
педагогических средств с помощью которых формируются универсальные
учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено
в табличной форме ниже.
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом логики
учебного процесса общего среднего образования, межпредметных и
внутрипредметных связей, продолжения формирования у учащихся
эстетического отношения к миру на основе визуальных художественных
образов, реализации художественно-творческого потенциала учащихся на

материале изобразительного искусства. Программа выстроена по принципу
концентрических возвращений к основам изобразительного искусства,
изученным в начальной школе, их постоянного углубления и более широкого
раскрытия.
Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на
формирование морально-нравственных ценностей, представлений о реальной
художественной картине мира, и предполагает развитие и становление
эмоционально-образного, художественного типа мышления, что наряду с
рационально-логическим типом мышления, преобладающим в других
предметах учебной программы, обеспечивает становление целостного
мышления учащихся. Заложенные в начальной школе навыки эмоциональноценностных отношений, эстетического восприятия мира и художественнотворческой деятельности должны обрести новое качество. Ведущими
подходами при изучении предмета являются деятельностный и проблемный.
Особое значение приобретает формирование основ критического мышления
на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства,
понимания роли искусства в жизни общества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Изучение изобразительного искусства дает возможность реальной
интеграции со смежными предметными областями (музыка, история и
обществознание, русский язык и литература). Возникает также возможность
выстраивания системы межпредметных и надпредметных связей, интеграции
основного и дополнительного образования через обращение к реализации
художественно-творческого потенциала учащихся, синтезу обучения и
воспитания, реализуемому в проектной деятельности. Творческая
деятельность с использованием художественных материалов и техник
дополнена
творческими
проектами
на
основе
компьютерных
мультимедийных технологий, на базе музейной педагогики и т. п.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено
на достижение комплекса следующих результатов.
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в
основной
школе:
•в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и
воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и
жанров;
-принятие мультикультурной картины современного мира;
•в трудовой сфере:
- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении
практических творческих работ;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной
траектории;

•в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в
основной школе проявляются:
•в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления,
формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции,
памяти;
• в формировании критического мышления, в способности
аргументировать свою точку зрения по отношению к различным
произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы
формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение
предоставляет ученику возможность на ступени основного общего
образования научиться:
•в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять
место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образновыразительного языка разных видов изобразительного искусства,
художественных средств выразительности;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной
деятельности;
-различатьизученныевидыпластическихискусств;
- воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного
образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры,
используя для этого специальную терминологию, давать определения
изученных понятий;
•в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни,
осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность
чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии
их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного
мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и
место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное
отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал,
аккумулированный в произведениях искусства;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в
произведениях искусства;

•в коммуникативной сфере:
- ориентироваться в социально-эстетических и информационных
коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
•в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественнотворческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию
личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию,
формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на
материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах
произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь
выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой
деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям
своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический
кругозор;
•в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы
и техники в своей творческой деятельности.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного
искусства являются:
- возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры
изобразительного искусства;
- художественный образ и художественно-выразительные средства
живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь
времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
восприятие произведений пластических искусств; практическая творческая
деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и
техниках.
Примерные
программы
основного
общего образования
по
изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в
Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—7
классах в объеме не менее 105 часов (по 35 часов в каждом классе).

Содержание учебного предмета
Содержание программы «Изобразительное искусство в жизни человека»
для 7 класса продумано таким образом, чтобы приобщение к искусству было
интересно подросткам, соответствовало романтическим устремлениям этого
возраста, возросшей аналитичности, любознательности, требовательности к
результатам своего творчества.
Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением
учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного
искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства
восприятия произведений искусства и практической творческой работы
учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и
поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений.
Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как
выражение изменений ценностного понимания и видения мира.
Основное внимание уделяется развитию жанров тематической
картины в истории искусства и соответственно углублению
композиционного мышления учащихся: представлению о целостности
композиции, образных возможностях изобразительного искусства,
особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся
знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд
мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать
культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании
людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого
характера и самосознания народа и образных его представлениях о
жизни народов мира.
Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами
художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и
очень разных процессов в искусстве.
Принцип «от жизни — через искусство — к жизни» способствует
развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью,
развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает
содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его
собственное бытие в контексты культуры.
Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с
особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она
раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся может
осуществляться
в
форме
художественно-творческих
проектов
выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу
профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более
глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти
интересный творческий путь, формирующий исследовательские и

созидательные интересы учащихся, художественно-творческие проекты
Для завершения материала по изобразительному искусству возможен
метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик
выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти,
получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии
завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в
разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на
определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для
творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад»,
«Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.
Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи
проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение
проекта. Работа может готовиться дома. Материал — по выбору учащихся в
соответствии с содержанием проекта.

Раздел 1
Изображение фигуры человека и образ человека
(9 ч)
Перечень УУД:
Личностные действия:
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью
учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для
меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
Познавательные действия
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
— структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;
Коммуникативные действия
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его
действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать
Материал раздела посвящен видам и жанрам изобразительного
искусства, основам изобразительного творчества и выразительным
возможностям используемым при создании графических и живописных
произведений.
Материал раздела включает работу во всех основных видах
изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Создавать
творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по
памяти, и по воображению, направленных на развитие наблюдательности
умения вглядываться в явления жизни и формировании навыков
композиционного мышления учащегося.
Раздел 2. Поэзия повседневности (7 ч)
Перечень УУД:
Личностные действия:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
Регулятивные действия:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —
структурирование знаний;
— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
В этом разделе систематизируются поэтапно накопленные сведения о
тематической (сюжетной) картине, овладение навыками изображения
тематической картины с учетом раскрытия заданной темы «Жизнь моей
семьи». Использование цвета и богатства выразительных возможностей,
выражающих в тематической картине настроение и переживания художника.
Знакомство учащихся с композиционным образным строем в тематической
картине: ритм, пятно, движение и покой, случайность и порядок помогут им
создавать творческие композиционные работы в разных материалах,
используя выразительность художественных техник.

Раздел 3. Великие темы жизни (10 ч)
Перечень УУД:
Личностные действия:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно_этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
— контроль в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к
преодолению препятствий.
Познавательные действия:
:— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —
структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности;
— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров; определение основной и
второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов
художественного, научного, публицистического и официально-делового
стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Логические действия:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
— разрешение конфликтов – выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его
действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Материал раздела посвящен истории возникновения и развития
исторического,
сказочно-былинного
и
библейского
жанров
в
изобразительном искусстве. Поэтическому (метафорическому) претворению
реальности во всех жанрах изобразительного искусства; разнице сюжета и
содержания в картине;
роли конструктивного, изобразительного и

декоративного начал в живописи, графике и скульптуре. Изучению наиболее
значимого ряда великих произведений изобразительного искусства на
исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве.
А так же пониманию особой культуростроительной роли русской
тематической картины 19 – 20 столетий.
Раздел 4. Реальность жизни и художественный образ (9ч)
Личностные действия:
— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она
осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и
какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их
учебной деятельности. К ним относятся:
— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
— планирование — определение последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий;
— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения
знаний, его временных характеристик;
— коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата;
— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные действия:
— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
— поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; —
структурирование знаний;
— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости
от конкретных условий;
— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют
знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в
модель,
где
выделены
существенные
характеристики
объекта
(пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Коммуникативные действия:
— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его
действий;
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение
монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Изучению искусства плакатного и книжного оформления посвящается
раздел заключительной четверти. Здесь сформировываются представления
учащихся о плакате и основных элементах книги, как особых видах графики,
отмечается специфика их образного языка. Учащиеся знакомятся с ролью
текста в плакате и книге с его взаимосвязью с рисунком (иллюстрацией).
Тематическое планирование
№

Тема

Количество
часов

I четверть Изображение фигуры человека и образ человека(9ч.)
1

Изображение фигуры человека в истории искусств

1

2

Пропорции и строение фигуры человека. Выполнение аппликации

1

3

Красота фигуры человека в движении.

1

4

Лепка фигуры человека(спортсмен)

1

5

«Великие скульпторы». С.Д. Эрьзя.

1

6

Изображение фигуры с использованием таблицы

1

7

Набросок фигуры человека с натуры

1

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.
Создание композиции «Моя будущая профессия»

1

9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.
Завершение и выставка работ «Моя будущая профессия»

1

II четверть Поэзия повседневности (7ч)
1

Тематическая (сюжетная) картина

1

2

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве. Что знаю я о
«Малых голландцах»?

1

3

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве.
Родоначальники жанровой живописи в России: А.Венецианов, П.
Федотов;
Сюжет и содержание в картине. Мордовские художники (Сычкова
Федота Васильевич, А.Мухин, братья Шанины и др.)
«Передвижники»

1

6

Просмотр видеофильма «Третьяковская галерея».
тематической картины «Жизнь моей семьи».

1

7

Создание тематической картины «Жизнь моей семьи». Тест.

4
5

Создание

1
1

1

III четверть Великие темы жизни (12ч.)
1

Историческая тема в искусстве. Творчество В.И. Сурикова

1

2-3-4

Сложный мир исторической картины

3

5

Зрительские умения и их значения для современного человека

1

6

Великие темы жизни в творчестве
К.Брюллова «Последний день Помпеи»

1

7

Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки.

1

8

Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая
любовь (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына»)

1

русских

художников

9

Крупнейшие музей изобразительного искусства и их роль в
культуре. Эрмитаж – сокровищница мировой культуры.

1

10

Художественный музей моего города. Музей изобразительного
искусства им. С.Д.Эрьзи

1

IV четверть Реальность жизни и художественный образ (7ч.)
1-4

Плакат и его виды. Шрифты.

4

5-8

Книга. Слово и изображение. Искусство иллюстрации. Тест.

4

9

Защита проектов. Обобщение

1

Структура курса.
Общая тема
«Изобразительное
искусство в жизни
человека»

Тема четверти
1.
Изображение
фигуры
человека и образ человека
2. Поэзия повседневности.
3. Великие темы жизни.
4. Реальность жизни и
художественный образ.
5. Обобщающий урок
Всего

Количество часов
9
7
10
8
1
35 часов

Календарно-тематическое планирование
№
п/п

1.

Тема урока

Кол- Тип
во урока
часо
в

2

3

4

Характер
истика
деятельно
сти
учащихся

5

Виды
контро
ля

6

Планируемые результаты
освоения материала
Предметные

Дом.
задание

Метапредме Личностные
тные
универ.учеб
н. действия
(УУД)

знать

уметь

7

8

9

Иметь
представл
ение
о
красоте
человека
в истории
искусства

Определять
и
формулиро
вать цель
деятельнос
ти на уроке
с помощью
учителя ;
отвечать на
вопросы
учителя и
товарищей
по классу .

10

Материа
льнотехниче
ское
обеспече
ние
урока

11

12

Воспитать
нравственноэстетическое
отношение к
миру и любовь
к искусству.

Подобра
ть
репроду
кции
произве
дений
ИЗО с
изображ
ением
людей
различн
ых
пропорц
ий

Техноло
гия
творческ
ого
развития
,
ИКТ

Духовно-

Принест

Техноло

I четверть. Изображение фигуры человека и образ человека(9ч.)
1.1

Изображени 1
е
фигуры
человека в
истории
искусств

Форми
ровани
я
новых
знаний,
умений
и
предст
авлени
й.

1.2

Пропорции и 1

Практи

Лекция с
элемента
ми
диалога
Аналитич
еские
зарисовки
изображе
ний
фигуры
человека,
характерн
ых для
разных
древних
культур
Минисоч.
«Красота
– это …»
Зарисовк

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

Знать основные
этапы истории
искусства
Знать значение
слов: пластика,
рельефы,
динамика.

Текущ

Знать понятие Выполнят Применять

Дата
проведения
По
Фак
план т.
у

13

14

строение
фигуры
человека.
Выполнение
аппликации

1.3
1.4

Красота
фигуры
человека в
движении.
Лепка
фигуры
человека(спо
ртсмен)
1й час –
Изготовлени
е каркаса.
2й час –
Работа над
моделью

2

кум

и схемы
фигуры
человека,
схемы
движений
человека

ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

пропорции
человека, как
происходит
поиск
пропорций.
Знать понятия:
пропорции,
канон,
«золотое
сечение».

ь
зарисовки
схем
фигуры
человека
и
основные
движения
человека.

Сообщ
ение
новых
знаний
+
практи
кум

Лепка
фигуры
человека
в
движении
на
сюжетной
основе

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

Изображение
фигуры
человека в
истории
скульптуры.

Выполнят
ь фигуру
человека
в
движении
из
пластили
на
с
использов
анием
каркаса.

правила и
пользовать
ся
инструкцие
й. Работать
по плану.
Осуществл
ять поиск
необходим
ой
информаци
и
для
выполнени
я учебных
заданий с
использова
нием
учебной
литературы
уУмение
самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать
для
себя новые
задачи
в
учебе
и
познавател
ьной
деятельнос
ти,
развивать

нравственное
развитие детей
посредством
формирования
особого
отношения к
природе –
источнику
красоты и
вдохновения.

и
проволо
ку
и
пластил
ин для
выполне
ния
скульпт
уры
человека

гия
творческ
ого
развития
,
ИКТ

Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию.

Подобра Схемы .
ть
ИКТ
материа
л
о
творчест
ве
художни
каскульпт
ора (по
предлож
енному
списку)

мотивы и
интересы
своей
познавател
ьной
деятельнос
ти;
1.5

«Великие
скульпторы»
С.Д. Эрьзя.

1

Урокконфер
енция

Сообщен
ия
учащихся,
презентац
ии
(Пигмали
он, Иван
Мартос, ,
В.Мухина
С.Д.,
Эрьзя.и
др.)

Учител
ьский
контро
ль.

Знать понятия
скульптура,
памятник,
жизнь
и
творчество
великих
скульпторов
мира

Уметь
различать
и
распознов
ать
творчеств
о великих
скульптор
ов

уУмение
оценивать
правильнос
ть
выполнени
я учебной
задачи,
собственны
е
возможнос
ти
ее
решения;
;

Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелатель
ного
отношения
к
другому
человеку, его
мнению,
мировоззрению
,
культуре,
готовности и
способности
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в нем
взаимопониман
ия;

Принест ИКТ
и
графиче
ские
материа
лы для
работы в
технике
рисунка.

1.6

Изображени 1
е фигуры с
использован
ием таблицы

Практи
кум
Расши
рение
знаний

Рисунки
фигуры
человека
с
использов
анием
тематичес
ких

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

Знать понятия
пропорция,
набросок,
эскиз, главное
и
второстепенное
в изображении

Усвоить
приемы
выполнен
ия
фигуры
человека,
выполнит
ь эскиз

уУмение
самостояте
льно
планироват
ь
пути
достижени
я целей, в
том числе

Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию

Принест Таблицы
и
. ИКТ.
графиче
ские
материа
лы для
работы с
натуры

1.7

1.8

Набросок
фигуры
человека
натуры

таблиц

фигуры
человека
по
таблице

альтернати
вные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективн
ые способы
решения
учебных и
познавател
ьных задач;

и
самообразован
ию на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию

1

Сообщ
ение
новых
знаний
+
практи
кум

Наброски Самоко Знать понятие однокласс нтроль набросок как
ников в
вид рисунка,
разных
особенности и
движения
виды
х
набросков.

Уметь
выполнят
ь
наброски
с натуры
одетой
фигуры
человека.

Применять
правила и
пользовать
ся
инструкцие
й. Работать
по плану.

Формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелатель
ного
отношения к
другому
человеку.
Воспитать
нравственноэстетическое
отношение к
миру и любовь
к искусству.

Подобра
ть
материа
л
для
тематич
еской
картины
«Профес
сия»

Понимание
1
красоты
человека в
европейском
и
русском
искусстве.
Создание
композиции
«Моя

Сообщ
ение
новых
знаний
+
практи
кум

Сообщен
ия
учащихся,
Рисунок
на тему
«Моя
будущая
професси
я»

Уметь
использов
ать
знания на
практике.

уУмение
оценивать
правильнос
ть
выполнени
я учебной
задачи,
собственны
е

формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию
и

Сбор
ИКТ
материа
ла
по
теме

с

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

Знать понятия:
набросок,
эскиз,
картина,
композиция.
Понимание
красоты в
античном
искусстве,

Репроду
кции
наброск
ов худов. ИКТ.

будущая
профессия»

1.9

Поэзия
1
повседневно
й жизни в
искусстве
разных
народов.
Завершение
и выставка
работ
«Моя
будущая
профессия»

Средних веках,
Византийском
искусстве,
русской
иконописи и
готическом
искусстве
Европы.
Сообщ
ение
новых
знаний
+
практи
кум

Изображе
ние
выбранны
х мотивов
из жизни
разных
народов в
контексте
традиций
поэтики
их
искусства

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль

Понимание
красоты
повседневност
и в искусстве
разных
народов.

возможнос самообразован
ти
ее ию на основе
решения;
мотивации
к
обучению
и
познанию,
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуально
Закрепить
й траектории
знания
образования на
построен
базе
ия
ориентировки в
фигуры
мире
человека.
профессий
и
профессиональ
ных
предпочтений.

ИКТ

II четверть: Поэзия повседневности (8ч)
2.1

Тематическа 1
я (сюжетная)
картина.

Сообщ
ения
новых
знаний
+
практи
ка

Сообщен
ия
учащихся,
Рисунок
на тему
«Моя
будущая
професси
я»

Текущ
ий
контро
ль
и
самоко
нтроль.

Знать понятия
сюжет,
картина, жанр,
виды
тематической
(сюжетной)
картины

Сформир
овать
понятие
сюжетнотематичес
кая
картина и
ее виды,
понимать
особеннос
ти жанра
через
повторен
ие и

Развивать
ассоциатив
нообразное
мышление,
творческу
ю
и
познавател
ьную
активность

Воспитать
нравственноэстетическое
отношение к
миру и
искусству

Подобра ИКТ
ть
материа
л по
теме
«Малы
голланд
цы»
(реферат
ы)

обобщени
е, создать
авторску
ю
сюжетнотематичес
кую
картину
2.2

Жизнь
1
каждого дня
большая
тема
в
искусстве.
Что знаю я о
«Малых
голландцах»
?

Урокконфер
енция

Сообщен Учител
ия
ьский
учащихся. контро
ль

Знать понятия
жанр, сюжет,
бытовой жанр,
голландская
живопись,
Голландии как
родине
бытового
жанра Знать
особенности
жанров
бытовой и
исторической
картин, ярких
представителей
этих жанров.

2.3

Возникновен 1
ие
и
развитие

Лекция Сообщен Самоко Знать понятия
ия
нтроль. жанр, сюжет,
учащихся. Тест.
бытовой жанр;

Иметь
представл
ение о
тематичес
кой
картине и
ее видах.
Иметь
представл
ение
о
голландск
их
художник
ах и их
картинах,
усвоить
понятие
бытовой
жанр.

Уметь
разбирать
ся
в

Умение
самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать
для
себя новые
задачи
в
учебе
и
познавател
ьной
деятельнос
ти,
развивать
мотивы и
интересы
своей
познавател
ьной
деятельнос
ти;

Ориентация на
понимание
причин успеха
в
учебной
деятельности, в
том числе на
самоанализ и
самоконтроль
результата, на
анализ
соответствия
результатов
требованиям
конкретной
задачи.

Подобра ИКТ
ть
материа
ло
творчест
ве
художни
ков: А.
Венециа
нова, П.
Федотов
а;
«передв
ижников
»

Подобра
ть
материа

ИКТ

бытового
жанра
в
русском
искусстве.
Родоначальн
ики
жанровой
живописи в
России: А.
Венецианов,
П. Федотов.
2.4

Сюжет
и 1
содержание
в картине.
Мордовские
художники.
(Сычков
Федот
Васильевич
Мухин,
Шанины и
др.)

Сообщ
ение
новых
знаний
+
практи
кум

2.5

«Передвижн
ики»

Урокбеседа

1

Работа
над
композиц
ией с
простым,
доступны
м для
наблюден
ий
сюжетом
из своей
жизни
(«Завтрак
»,
«Ужин»,
Утро (или
вечер) в
моем
доме»,
«Чтение
письма»,
«Ожидан
ие» и т.д.)
Расширен
ие знаний

Знать о
творчестве и
биографии
русских
художников А.
Венецианова,
П. Федотова;
мордовского
художника
бытового
жанра Сычкова
Ф.В.
Учител Знать роль
ьский
колорита,
контро значение цвета
ль
и в передаче
самоко пространства.
нтроль. Знать понятия
сюжета, темы и
содержания в
произведениях
искусства.

жанрах.
Уметь
анализиро
вать
произведе
ния
искусства
.

Самоко Учащихся
нтроль должны знать о

Развивать оОпределя Воспитание
интерес к ть способы российской

Уметь
последова
тельно
работать
над
композиц
ией
с
простым
сюжетом.

ло
творчест
ве
художни
ковпередви
жников
(Репине,
Крамско
м,
Перове)
уУмения
соотносить
свои
действия с
планируем
ыми
результата
ми,
осуществля
ть
контроль
своей
деятельнос
ти
в
процессе
достижени
я
результата.

Формирование
ответственного
отношения
к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию
и
самообразован
ию на основе
мотивации
к
обучению
и
познанию

Просмот
реть
записи в
раб.
тетради.
Подобра
ть
материа
ло
творчест
ве
художни
ковпередви
жников
(Репине,
Крамско
м,
Перове)

Подобра
ть

ИКТ

Сообщен
ия
учащихся.

творчестве
художников,
входящих в
Товарищество
передвижных
художественны
х выставок

истории
изобразит
ельного
искусства
России,
творческу
ю
активност
ь
и
мышлени
е

действий в
рамках
предложен
ных
условий и
требований
,
корректиро
вать свои
действия в
соответств
ии
с
изменяюще
йся
ситуацией;

гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему
многонационал
ьного народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежност
и

Умение
самостояте
льно
определять
цели
своего
обучения,
ставить и
формулиро
вать
для
себя новые
задачи
в
учебе
и
познавател
ьной
деятельнос
ти.
Умение
оценивать
правильнос
ть

Воспитать
любовь
к
Родине,
интерес
к
русской
культуре и ее
истории

2.6

Просмотр
1
видеофильма
«Третьяковс
кая галерея»
Создание
тематическо
й
картины
«Жизнь моей
семьи»

Урок –
просмо
тр
фильма

Расширен
ие
знаний.
Проверка
знаний
уч-ся.

Учител
ьский
контро
ль.

Сформировать
представления
о
Третьяковской
галереи как
первом музее
русского
искусства;
музее с богатой
коллекцией
картин
художниковпередвижников

Развивать
ассоциати
внообразное
мышлени
е, память,
способнос
ть
анализиро
вать
материал,
сравниват
ь, строить
аналогии

2.7

Создание
1
тематическо
й
картины
«Жизнь моей

Практи
кум

Обобщен
ие,
проверка
знаний

Учител
ьский
контро
ль.

Знать понятия
композиция,
эскизы,
колорит,

Усвоить
роль
сюжета в
решении

Воспитание
российской
гражданской
идентичности:

материа
ло
творчест
ве
художни
ков
бытовог
о жанра
20 века

ИКТ

Сбор
информа
ции по
теме

семьи»
Тест.

сюжет,
станковая
картина

образа,
иметь
представл
ение о
сложном
мире
станковой
картины,
создать
картину о
жизни
своей
семьи

выполнени
я учебной
задачи,
собственны
е
возможнос
ти
ее
решения;

патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему
многонационал
ьного народа
России;
осознание
своей
этнической
принадлежност
и

III четверть Великие темы жизни (10ч.)
3.1

Историческа 1
я тема в
искусстве.
Творчество
В.И.
Сурикова

Беседа,
Сообщ
ения
учащи
хся

Сообщен Учител
ие новых ьский
знаний
контро
ль

Познакомить
учащихся с
понятиями –
исторический
жанр; сюжет;
содержание.

3.2
3.3
3.4

Сложный
мир
историческо
й картины

1.Сооб
щения
учащи
хся о
велики
х
русски
х
живоп
исцах

Изображе
ние
выбранны
х
историчес
ких
мотивов
из жизни
русского
(мордовск

Закрепление
знаний
учащихся о
историческом
жанре; сюжете;
содержании;
эскизе;
наброске.

3

Учител
ьский
и
самоко
нтроль.

Уметь
анализиро
вать
произведе
ния
искусства
.

Умение
осознанно
использова
ть речевые
средства в
соответств
ии с
задачей
коммуника
ции для
выражения
своих
Уметь
чувств,
работать
мыслей и
на
заданную потребност
ей;
тему,
применяя планирован
ия и
эскиз и
зарисовки регуляции
своей
;
передават деятельнос

Воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему
многонационал
ьного народа
России;

Подобра
ть
материа
л для
работы
над
картино
й на
историч
ескую
тему.

ИКТ

ИКТ

3.5

Зрительские 1
умения и их
значения для
современног
о человека

19
столет
ия
2-3
урок
работа
над
композ
ицией.

ого )
народа.

Беседа

Расширен
ие знаний
Развитие
умений
зрительск
ой оценки
произведе
ний:
сюжет,
содержан
ие,
колорит,
«художес
твенный
язык».

Учител
ьский
и
самоко
нтроль.

Знать понятия
сюжет,
содержание,
колорит,
«художественн
ый язык», о
разном уровне
понимания
произведений
изобразительно
го искусства

ьв
рисунке
по
наблюден
ию
натуры
пропорци
и фигуры
человека,
её
движение
и
характер;
изобража
ть
пространс
тво с
учётом
наблюдат
ельной
перспекти
вы;
Уметь
анализиро
вать
произведе
ния
искусства

ти;
владение
монологич
еской
контекстно
й речью;
формирова
ние и
развитие
компетентн
ости в
области
использова
ния
информаци
оннокоммуника
ционных
технологий
(ИКТкомпетенц
ии).
Воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
уважения
к
Отечеству,
прошлому
и
настоящему.
Воспитание
уважения
и
любви
к
искусству

Познако ИКТ
миться с
картино
й К.
Брюллов
а
«Послед
ний день
Помпеи
»

3.6

Великие
1
темы жизни
в творчестве
русских
художников.
К. Брюллов
«Последний
день
Помпеи»

Темати
ческая
беседа

Расширен
ие знаний
понятий
сюжет,
содержан
ие,
колорит,
«художес
твенный
язык», К.
Брюллов,
картина
«Последн
ий день
Помпеи»

Учител
ьский
и
самоко
нтроль.

Знать понятия
сюжет,
содержание,
колорит,
«художественн
ый язык», о
разном уровне
понимания
произведений
изобразительно
го искусства

3.7

Сказочнобылинный
жанр.
Волшебный
мир сказки

1

Практи
кум

Сформир
овать
представл
ение о
сказочнобылинно
м жанре в
живописи
на
примере
творчеств
а В.
Васнецов
а и И.
Билибина,
создать
эскиз
былинной
сказки

Учител
ьский
и
самоко
нтроль

Знать понятия
сюжет,
содержание,
колорит,
«художественн
ый язык»,
сказочнобылинный
жанр,
творчество В.
Васнецова и И.
Билибина

3.8

Библейская

1

Урок-

Расширен

Учител

Знать понятия

Уметь
анализиро
вать
произведе
ния
искусства
,
выделять
главное.

Умение
осознанно
использова
ть речевые
средства в
соответств
ии
с
задачей
коммуника
ции
для
выражения
своих
чувств,
мыслей и
потребност
ей;
Уметь
Освоение
анализиро художестве
вать
нной
произведе культуры
ния
во
всем
искусства многообраз
,
ии
ее
выделять видов,
главное,
жанров и
уметь
стилей как
создавать материальн
эскиз на
ого
выбранну выражения
ю тему.
духовных
ценностей,
воплощенн
ых
в
пространст
венных
формах
(фольклорн
Уметь

Воспитание
уважения
и
любви
к
искусству
и
непосредственн
о к творчеству
К. Брюллова.

Подобра ИКТ
ть
материа
ло
творчест
ве И.
Библина
и В.
Васнецо
ва

Воспитание
уважения
и
любви
к
искусству
и
непосредственн
о к творчеству
В. Васнецова и
И. Билибина

Познако
миться с
картино
й
Рембран
дта
«Возвра
щение
блудног
о сына»

ИКТ

Воспитание

Провест

ИКТ

тема в
изобразитель
ном
искусстве.
Всепрощаю
щая любовь
(Рембрандт и
его картина
«Возвращен
ие блудного
сына)

3.9

Крупнейшие 1
музеи
изобразитель
ного
искусства и
их роль в
культуре.
Эрмитаж –
сокровищни
ца мировой
культуры

беседа

ие
знаний.
Сформир
овать
представл
ение об
истории
картины
Рембранд
та
«Возвращ
ение
блудного
сына»
Темати Расширен
ческая ие знаний
беседа. Сформир
Просм овать
отр
представл
фильма ения
о
художест
венных
музеях и
их видах,
об
Эрмитаже
как
сокровищ
нице
мирового
искусства

ьский
и
самоко
нтроль

библейский
жанр, сюжет,
содержание,
колорит,
«художественн
ый язык»,
сказочнобылинный
жанр

анализиро
вать
произведе
ния
искусства
,
выделять
главное,

Учител
ьский

Знать понятия
музей, галерея,
выставочный
зал; типы
музеев,
крупнейшие
музеи мира,
России

Умение
вести
поискову
ю работу
по
подбору
репродук
ций, книг,
рассказов
об
искусстве
различать
по
стилистич
еским
особеннос
тям
изобразит
ельное
искусство
разных
времён.

ое
художестве
нное
творчество
разных
народов,
классическ
ие
произведен
ия
отечествен
ного
и
зарубежног
о
искусства,
искусство
современно
сти);

уважения
и
любви
к
искусству
и
непосредственн
о к творчеству
Рембрандта

и
поисков
ую
работу
на тему
«Велики
е музеи
мира»
по
предлож
енному
списку

Воспитание
уважения
и
любви
к
музеям
искусства,
необходимости
их посещения (
виртуального)
для
пополнения
знаний
об
искусстве
и
мире.

Перечис ИКТ
лить
музеи
родного
города
(края)
Подгото
виться к
экскурси
ив
городск
ой музей

3.1
0

Художествен 1
ные
музеи
моего города
Музей
изобразитель
ного
искусства
им.
С.Д.Эрьзи

Урокэкскур
сия

Обобщен
ие знаний

Учител
ьский

Умение
распознав
ать музеи
по их
характерн
ым
признака
м.
Знать понятия
Умение
музей,
слушать
коллекция,
экскурсов
выставочный
ода,
зал, пополнить задавать
знания уч-ся о
корректн
художественны ые,
х музеях
правильн
города, их
ые
историей,
вопросы
коллекциями.

Освоение
художестве
нной
культуры
во
всем
многообраз
ии
ее
видов,
жанров и
стилей как
материальн
ого
выражения
духовных
ценностей,
воплощенн
ых
в
пространст
венных
формах
(фольклорн
ое
художестве
нное
творчество
разных
народов,
классическ
ие

Воспитание
уважения
и
любви
к
музеям
искусства,
необходимости
их посещения (
виртуального)
для
пополнения
знаний
об
искусстве
и
мире.

Придум
ать
задание
или
кроссво
рда для
тематич
еской
виктори
ны,
подгото
виться к
тесту

произведен
ия
отечествен
ного
и
зарубежног
о
искусства,
искусство
современно
сти);
IV четверть. Реальность жизни и художественный образ.
4.1
4.2
4.3
4.4

Плакат и его 4
виды.
Шрифты.

4.5
4.6

Книга.
4
Слово
и
изображение

Получе
ние
новых
знаний.
Практи
кум

Сформир
овать
представл
ение
о
плакате,
как
особом
виде
графики,
отметив
специфик
у
его
образного
языка.
Построен
ие
композиц
ии
шрифтово
го
плаката
Получе Сформир
ние
овать
новых представл

Учител
ьский
контро
ль

Знать понятия
плакат, шрифт,
шрифтовая
композиция,
роль текста в
плакате и его
взаимосвязь с
рисунком

Связыват
ь
графичес
кое и
цветовое
решение с
основным
замыслом
изображе
ния;
раб
отать на
заданную
тему,
применяя
эскиз и
зарисовки

Учител
ьский
контро

Знать понятия
книга,
обложка,

Уч-ся
должны
уметь

Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения
,
устанавлив
ать
аналогии,
классифиц
ировать,
самостояте
льно
выбирать
основания
и критерии
для
классифика
ции,
устанавлив
ать
причинноследственн
ые связи,

Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;

Проектн ИКТ
ая
деятельн
ость
учащихс
я

Проектн ИКТ
ая
деятельн

4.7
4.8

. Искусство
иллюстраци
и.
Тест.

4.9

Защита
проектов.
Обобщение.

1

знаний.
Провер
ка
знаний.
Практи
кум.
Защита
проект
а.

ение об ль
основных
элементах
книги,
познаком
ить
с
искусство
м
иллюстра
ции
и
оформлен
ия.

переплет,
титул,
иллюстрация,
страница. Учся должны
знать историю
книги,
особенности
оформления
книжной
страницы.

Практи
кум

Закреплен Самоко Знать
ие знаний нтроль пройденный за
уч-ся
учебный год
материал.

связывать
графичес
кое и
цветовое
решение с
основным
замыслом
изображе
ния;
раб
отать на
заданную
тему,
применяя
эскиз и
зарисовки
Уметь
правильн
о его
излагать и
давать
правильн
ый,
обоснова
нный
ответ на
поставлен
ный
вопрос.

строить
логическое
рассужден
ие,
умозаключ
ение
и
делать
выводы.

ость
учащихс
я

Формирование
осознанного,
уважительного,
доброжелатель
ного
отношения
к
другому
человеку, его
мнению,
мировоззрению
культуре,
языку,
вере,
гражданской
позиции,
истории,
религии,
традициям,
ценностям
народов России
и
народов
мира;

готовности и
способности
вести диалог с
другими
людьми
и
достигать в нем
взаимопониман
ия;
Всего
часов

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».