Рабочая программа учебного предмета ИЗО - 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель
учебного
предмета
«Изобразительное
искусство»
в
общеобразовательной школе — формирование художественной культуры
учащихся как неотъемлемой части культуры духов-ной, т. е. культуры
мироотношений, выработанных поколения-ми. Эти ценности как высшие
ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической
отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости
души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образовании и Концепции духовно-нравственного раз-вития и воспитания
личности гражданина России.
Программа создана на основе развития традиций российского
художественного образования, внедрения современных инновационных
методов и на основе современного понимания требований к результатам
обучения. Программа является результатом целостного комплексного
проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и
экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность
программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность
этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как
важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир
человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и
самоидентификации.
Художественное
развитие
осуществляется
в
практической, деятельностной форме в процессе художественного
творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в
развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души
средствами приобщения к художественной культуре как форме духовнонравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает
возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации
в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в ко-ей мере не
ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу
программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой
культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг
за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные

связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его
бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов
визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру,
дизайн, архитектуру, народное и декоративно-прикладное искусство,
изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в
контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими,
искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов
художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности —
изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе
выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и
доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,
постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах
деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является
задача показать разницу их социальных функций изображение — это
художественное познание мира, выражение своего к нему отношения,
эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это
создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность —
это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные
функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной
деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера
Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно
членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни,
более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и
ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их

решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный
поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественнотворческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира,
произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность
(ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт
художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают
различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки,
уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные
мате-риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также
художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная
пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов,
овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к
предмету, изучению искусства и является необходимым условием
формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных
навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства.
Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной
творческой практической работы происходит формирование образного
художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих
проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со
словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной
художественной информации в Интернете.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое
привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей
действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического
переживания окружающей реальности является важным условием
освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего
отношения к действительности должно служить источником развития
образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на
единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения
вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на
основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая
свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так-же способность к
осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира
являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная
цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения

мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения
опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают
обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом
этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по
ступенькам познания личных связей со всем миром художественноэмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и
расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой
структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети
знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в
повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических
позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания
изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая
выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка
сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на
художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое,
взаимоотношении реальности и фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие
пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности.
Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они
воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на
празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети узнают, почему у
разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие
разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются
праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся
видеть,
как
многое
их
объединяет.
Искусство
способствует
взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а
непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и
ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания,
подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и
переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также
соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке
воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование
уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков
коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам;
индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть
для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит
детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с
уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий

положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и
уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога
какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее
раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и
целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные
формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по
памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства;
обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и
индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия;
подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание
музыкальных и литературных произведений (на-родных, классических,
современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством
приобщения к художественной культуре. Средства художественной
выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность,
цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются
учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме,
прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать
искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения
человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса
обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями
архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного
искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох.
Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности,
оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого
общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново
увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на
уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и
друзей, могут применяться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1—4
классов начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч.
Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год
(при 1 ч в неделю).
Программа также может осуществляться, когда на изучение предмета
отводится 2 часа в неделю. При увеличении количества часов на изучение
предмета за счет вариативной части, определяемой участниками
образовательного процесса, или за счет внеурочной деятельности
предлагается не увеличение количества тем, а расширение времени на
практическую художественно-творческую деятельность учащихся при
сохранении самой логики программы. Это способствует качеству обучения и
достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и
метапредметных результатов обучения.
Данная учебная программа включает также задачи художественного труда
и может рассматриваться как интегрированная программа «Изобразительное
искусство и художественный труд».
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовнонравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств,
отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и
культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании
гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает
искусство своей Родины, а потом знакомится
с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир
общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного
мира. Ребенок шаг за шагом открывает
многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие
всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого
мироотношения.
Связи искусства с жизью человека, роль искусства в повседневном
бытии, в жизни общества, его значение искусства в развитии каждого
ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о
системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей,
примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и
эстетического переживания окружающей реальности является важным
условием освоения детьми программного материала. Стремление к
выражению своего отношения к действительности должно служить
источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему

миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних
переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е.
пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной
форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения
по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной
жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности
ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать
словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в
искусстве, можно постичь только через собственное переживание —
проживание художественного образа в форме художественных действий.
Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств
художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному
уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и
своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как
собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств,
освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных
критериев жизни.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной
школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и
каждого отдельного человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении
с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к
окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической
творческой деятельности), ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной

творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной
деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е.
умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
 формирование умения понимать причины успеха / неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым при-знакам;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих
задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных
упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения
различных художественно-творческих задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе
освоения учебного предмета:
 сформированность первоначальных представлений о роли
изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека;
 сформированность основ художественной культуры, в том числе на
материале художественной культуры родного края,
эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности,
потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
 овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;
 овладение элементарными практическими умениями и навыками в
различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи,

скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических
формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной
(народные и прикладные виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку,
обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный

художественный образ;
 освоение умений применять в художественно-творческой деятельности

основы цветоведения, основы графической грамоты;
 овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту

природы различных регионов нашей страны;
 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов

мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать
свою самобытную художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры

разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания
ими красоты природы, человека, народных традиций;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,

сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

 умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту

мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения искусства у обучающихся:
 будут сформированы основы художественной культуры: предcтавления о

специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в
общении с искусством;
 начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение,

творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы
анализа произведения искусства;
 сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет

проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный
вкус;
 появится способность к реализации творческого потенциала в духовной,

художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие,
открытость миру, диалогичность;
 установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-

исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся
конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и
род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций
многонационального народа Российской Федерации, зародится социально
ориентированный взгляд на мир;
 будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства

гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и
национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
 овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства;

смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку
явлениям окружающего мира;
 получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника-ми, научатся

вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и
искусства;

 научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие

художественные музеи России (и своего региона);
 будут использовать выразительные средства для воплощения собственного

художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и
орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в
программе PAINT.

Программа рассчитана на 34 часа. Из них:
• практические работы- 29;
• коллективные творческие работы- 4;
• искусствоведческая викторина -1
Программа рассчитана на 34 часа. Из них:
практические работы- 29;
коллективные творческие работы- 4;
искусствоведческая викторина -1

Учебно-тематический план

№ Наименован Кол-во
Содержание тем учебного к
ие раздела часов
1 Истоки
9
Пейзаж родной земли
искусства
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изо
твоего
полосы, выявление его особой красоты.
народа
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада
лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представл
Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшали
доской, причелинами. Украшение «деревянных» постр
(индивидуально или коллективно). Дополнительно — изоб

Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: из
Деревянное церковное зодчество. Изображение
деревн
индивидуальная работа.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и
традиционная народная одежда. Образ мужчины неотдел
представления о могучей силе и доброте — «добрый мо
всегда выражается способность людей мечтать, стремл
Красота тоже оберег. Женские образы глубоко свя
(«лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов инди
вклеивает в панно группа «главного художника». Обрати
работах должны быть в движении, не должны напомин
дополнительных уроков — изготовление кукол по типу
фигур для уже созданной «деревни».
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники:
и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни
Создание работ на тему народного праздника с обобщение
2 Древние
города
нашей земли

7

Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен го
и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразител
Материал: согласно выбранному варианту задания.
Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государст
смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного хра
Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная рабо
Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Заверш
Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской друж
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы
Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собо
русских городов. Практическая работа или беседа
.Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры,
палаты — подготовка фона для следующего 'задания.
Праздничный пир в теремных палатах
Коллективное аппликативное панно или индивидуальные

3 Каждый
народхудожник

10

Образ художественной культуры Древней Греции
Древнегреческое понимание красоты человека — муж
скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фиди
вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гарм
Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеко
Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры
(фигуры в одеждах).
Гармония человека с окружающей природой и архитект
(«мужественной») и ионической («женственной») ор
пропорций в построении греческого храма. Созда
(полуобъемные или плоские аппликации) для панно или об
Создание панно «Древнегреческие праздники». Это мо
праздник Великих Панафиней (торжественное шестви
физического совершенства и силы, которым греки поклоня
Образ художественной культуры Японии
Характерное для японских художников изображение при
птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекоза
Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с
прически, движения, фигуры.
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или
фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем
художника» работает над фоном панно.
Образ художественной культуры средневековой Западн
Ремесленные цеха были отличительной чертой этих город
свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим м
Работа над панно «Праздник цехов ремесленник
подготовительными этапами изучения архитектуры, од
(предметный мир).
Многообразие художественных культур в мире (обобще
Выставка детских работ. Проведение беседы для закр
«Каждый народ — художник» как ведущей темы года
запоминание названий, а радость от возможности подел
детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера имен
учителю и детям заниматься не заучиванием памятник
работы в разных культурах, помогать осознанию того, чт
разных народов очень разные.

4 Искусство
объединяет
народы

8

Все народы воспевают материнство
Для каждого человека на свете отношение к матери особо
тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Сущ
кусства на эту тему, понятные всем людям.
Дети по представлению изображают мать и дитя, стремя
отношение друг к другу.
Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной
жизненный опыт, красота связи поколений.
Задание на изображение любимого пожилого человека. Г
его внутренний мир.
Сопереживание — великая тема искусства
С древнейших времен искусство стремилось вызвать с
воздействует на наши чувства. Изображение страдан
художник выражает свое сочувствие страдающим, учит с
страданию.
Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуман
погибшее дерево и т. д.).
Герои, борцы и защитники
В борьбе за свободу, справедливость все народы видят
народы воспевают своих героев. У каждого народа мног
искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены
искусстве разных народов.
Эскиз памятника герою, выбранному автором (р
стеки.
Юность и надежды
Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости
подвигах, путешествиях, открытиях.
Искусство народов мира (обобщение темы)
Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ у

Календарно – тематическое планирование по ИЗО

№
п/
п

Дата Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной
деятельности

Планируемые
результаты
матери
I триместр Истоки родного искусства - 8 часов

1

Пейзаж
Урок введеродной земли ния в новую
тему

2

Пейзаж
Комбинирородной земли ванный урок

3

Деревня - деревянный
мир

4

Деревня - деревянный
мир

Урок формирования
умений и
навыков

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты
природы разных
климатических зон.
Изображать характерные
особенности пейзажа родной
природы. Использовать выразительные средства живописи
для
создания образов
природы.
Использовать
выразительные
Изображать
российскую
средства живописи для создаприроду
(пейзаж)
ния образов
природы. Изображать российскую природу
(пейзаж)

Рассуждать
о
роли
природных
условий
в
характере
традиционной
культуры народа. Рассказывать
об
избе,
как
образе
традиционного русского дома.
Рассказывать о воплощении в
конструкции и декоре избы
космогонических
представлений
—
представлений о порядке и
устройстве
мира. красоты
Объяснятьи
Понимать
единство
конструкцию
избы
и
пользы,
единство
функционазначение
её частей. смыслов.
нальных
и духовных
Рассказывать об украшениях
избы и их значениях. Характеризовать значимость гармонии
постройки
с
окружающим
ландшафтом. Изображать избу
или моделировать её из бумаги
(объём, полуобъём). Использоматериалы: огуашь,
кисти,
Комбиниро- ватьРассказывать
деревянной
ножницы, резак,
клей
ванный урок бумага;
храмовой
архитектуре.
Раскрывать
традиции
конструирования и декора
избы в разных областях
России.
Создавать
образ
традиционной
деревни:
коллективное
панно
или
объёмная
пространственная
постройка из бумаги (с
объединением индивидуально
сделанных деталей)

Воспринимать и
оценивать красот
родной земли. Да
эстетические хар
различных пейза
среднерусского,
степного, таежно
Учиться видеть
природной среды
особенности
сред
Учиться
видеть
природы.
Называ
природы в произ
характерные
чер
русской живопис
для
ребенка
Шишкин,
А.пейз
Сав
Овладевать
Васильев, И.жив
Лев
навыками
работы
Грабарь и др.). Н
искусства в пони
красоты природы
Представлять и
природы
в разнои
Воспринимать
в течение дня
Уч
оценивать
красо
красоту
разных
в
деревянного зодч
Овладевать
жив
Учиться
видеть
навыками
работы
образ деревни и
связь человека с
миром природы.
природные матер
постройки, роль
Объяснять особе
конструкции рус
назначение
ее оти
руировать
макет
элементов:
венец
изображать граф
двускатная крыш
живописными
сре
навыками
констр
русской
избы.
конст-

Называть разли
изб. Объяснять
сельских деревян
избы, ворота, ам
колодцы, избы и
построек традици
деревни и т. д. В
русского деревян
ства. Понимать
слова «зодчество
создавать колле
(объёмный макет
объединения инд
сделанных изобр

5

6

Красота

Урок-

человека

дискуссия

Красота

Комбинированный урок

человека

7

Народные
праздники

Комбинированный урок

Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и
труда в определенных природных и исторических условиях.
Приобретать
опыт
эмоционального
восприятия
традиционного
народного
костюма.
Различать
деятельность
каждого
из
Братьев-Мастеров
(Мастера
Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки)
Рассматривать
женский
при
создании русского
напраздничный
костюм
как
родного костюма. Размышлять
концентрацию
народных
о традиционной одежде
как о
представлений
об
устройстве
выражении образа красоты чемира.
ловека.Изображать женские и
мужские образы в народных
костюмах, использовать гуашь,
кисти, бумагу, клей, ножницы.
(Вариант
задания:
изготовление кукол по типу
народных
тряпичных или лепХарактеризовать
и
ных
фигур.) оценивать образы
эстетически
человекатруженика
в
произведениях художников (А.
Венецианов, И Аргунов, В.
Суриков, В. Васнецов, В.
Тропинин, 3. Серебрякова, Б.
Кустодиев). Рассуждать об
образе труда в народной
культуре. Изображать сцены
труда
из крестьянской
жизникак
Рассказывать
о празднике
о народном образе радости и
счастливой жизни. Понимать
роль традиционных народных
праздников в жизни людей.
Изображать
календарные
праздники (коллективная работа - панно): осенний праздник
урожая, ярмарка; народные гулянья, связанные с приходом
весны или концом страды и
др., используя гуашь, кисти,
листы бумаги (или обои),
(возможно
создание
индивидуальных
композиционных работ)

Приобретать пр
об особенностях
национального о
и женской красот
и анализировать
русского народн
Овладевать навы
изображения фиг

Учиться изображ
труда из крестьян

Эстетически оц
красоту и значен
праздников. Созд
индивидуальные
онные работы и
панно на тему на
праздника. Овлад
практике элемен
основами композ
Осваивать алгор
выполнения колл
панно на тему на
праздника

8

Народные
праздники
(обобщение
темы)

9

1

10

Урок обобщения и
систематизации
знаний.
Уроквыставка

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника
в
изобразительном
искусстве (Б. Кустодиев, К.
Юон, Ф. Малявин и др.).
Продолжить
работу
по
выполнению
коллективного
панно на тему народного
праздника

Знать и называт
произведений ру
художников на т
праздников. Созд
индивидуальные
композиционные
коллективные па
народного празд
Овладевать на п
элементарными о
композиции. Осв
алгоритм выполн
коллективного п
народного празд

Древние города нашей земли -7 часов
Родной угол Урок введе- Характеризовать образ древнего
Понимать и объ
ния в новую русского города. Объяснять зназначение древнер
тему
чение выбора места для постройки архитектуры. Зна
города. Рассказывать о впеконструкцию вну
чатлении, которое производил
странства древне
город при приближении к нему.
города (кремль, т
Описывать крепостные стены и
Анализировать р
башни, въездные ворота.
пропорций в арх
Объяснять роль пропорций в
понимать образн
формировании конструктивного
вертикалей и гор
образа города. Знакомиться с
организации горо
картинами русских художников
пространства. На
(А.Васнецова, И. Билибин, Н
картины художн
Рерих, С.Рябушкин и др.).
бражающих древ
Создавать макет древнерусского
города. Создават
города (конструирование из
древнерусского г
бумаги или лепка крепостных стен Эстетически оц
и башен). (Вариант задания:
красоту древнеру
изобразительный образ городахрамовой архите
крепости). Использовать
Понимать значе
материалы, бумага, ножницы, клей «вертикаль» и «г
или пластилин, стеки; графические
материалы рассказ о соборах как о Получать предст
Древние
Комбиниро- Составлять
ванный урок святыни
города,
воплощении конструкции зда
соборы
красоты, могущества и силы древнерусского к
государства, как об архитектурном храма. Понимат
и смысловом центре города. пропорций и рит
Раскрывать
особенности архитектуре древ
I
конструкции и символики древне- Моделировать и
русского каменного храма, объ- изображать дре
яснять смысловое значение его храм (лепка или
частей.
Называть
значение макета здания; и
постройки,
украшения
и ное решение)
изображения в здании храма.
Создавать макет города с помощью
лепки или постройки макета здания

древнерусского каменного храма,
(вариант задания: изображение
храма). Использовать материалы:
пластилин, стеки, коробки, ножницы, клей; гуашь, кисти, бумагу

11

Города
Русской
земли

12

Древнерусские воинызащитники

Комбиниро- Называть основные структурные
ванный урок части города: Кремль, торг, посад.
Рассказывать о размещении и
характере жилых построек, их
соответствии
сельскому
деревянному дому с усадьбой.
Рассказывать о монастырях как о
произведении архитектуры и их
роли в жизни древних городов.
Рассказывать о жителях древнерусских городов, о соответствии
их
одежды
архитектурнопредметной
среде.
Выполнять
коллективную
работу:
моделирование жилого наполнения
города,
завершение
постройки
макета города. Вариант задания:
изображение древнерусского города
(внешний или внутренний вид
Комбиниро- Рассказывать
об образе материалы:
жизни люгорода). Использовать
ванный урок дей
древнерусского
города; о князе
бумагу,
коробки, ножницы,
клей;
и
его
дружине,
о
торговом
тушь, палочка или гуашь, кистилюде.
Характеризовать одежду и оружие
воинов: их форму и красоту.
Определять значение цвета в
одежде, символические значения
орнаментов.
Развивать
навыки
ритмической организации листа,
изображения человека. Изображать
древнерусских воинов, княжескую
дружину. Использовать материалы:
гуашь и кисти или мелки, бумагу
II триместр

Называть основ
структурные час
сравнивать и опр
функции, назнач
Изображать и м
наполненное жиз
пространство дре
города. Учиться
красоту историче
города и его знач
современной арх
Интересоваться
своей страны

Называть картин
художников, изо
древнерусских во
защитников Роди
Васнецов,И. Бил
Корин и др.). Изо
древнерусских во
его дружину). Ов
навыками изобра
фигуры человека

13

14

15

Новгород.
Псков.
Владимир и
Суздаль.
Москва

Урок-

Определять общий характер и Анализировать ц
архитектурное своеобразие разных неповторимость
путешествие городов. Рассказывать о старинном древнерусской ар
архитектурном образе Новгорода, Воспринимать и
Пскова, Владимира, Суздаля (или переживать кра
других территориально близких сохранивших ист
городов). Характеризовать особый облик, — свидет
облик города, сформированный истории. Выраж
историей и характером деятель- отношение к арх
ности жителей. Рассказывать о историческим ан
храмах- памятниках в Москве: о древнерусских го
Покровском соборе (храм Василия Рассуждать об
Блаженного) на Красной площади, о особенном в древ
каменной шатровой церкви Воз- архитектуре разн
несения в Коломенском. Беседа- России. Объясня
путешествие — знакомство с архитектурных п
исторической архитектурой города. древнего зодчест
(Вариант задания: живописное или современного об
графическое
изображение Создавать образ
древнерусского
города.) древнерусского
Узорочье
Урок-сказка Рассказывать о росте и изменении
Имегпь представг
Использовать
материалы:
гуашь,
назначения
городов
— торговых
и развитии декора
теремов
кисти,
бумагу
или
мелки
ремесленных
центров.
Иметь архитектурных п
представление
о
богатом декоративном ук
украшении городских построек, о терьеров (теремн
теремах,
княжеских
дворцах, Различать деяте
боярских
палатах,
городских каждого из Брать
усадьбах. Объяснять отражение (Мастер Изображ
природной красоты в орнаментах Украшения и Ма
(преобладание
растительных Постройки) при
мотивов). Изображать интерьер теремов и палат.
теремных палат.
Использовать изображении пра
материалы: листы бумаги для панно нарядность, узор
(бумага тонированная или цветная), интерьера терема
гуашь,
кисти роль постройки, ук- фона
для следую
Пир в терем- УрокОбъяснять
Понимать
роль п
задания).Понима
ных палатах
рашения и изображения в создании изображения,
укр
фантазия
слова
«изразцы»
(обобщение
образа
древнерусского
города. создании образа
темы)
Изображать праздник в интерьере древнерусского г
царских или княжеских палат, Создавать изобр
участников пира (бояр, боярынь, тему празднично
музыкантов, царских стрельцов, теремных палата
прислужников). Изображать посуду многофигурные
на
праздничных
столах. коллективных па
Использовать материалы: гуашь,
кисти, бумагу,
ножницы,
Каждый
народ - клей
художник - 11 часов

16

17

Страна восхо- Урок введе- Рассказывать о художественной
дящего солн- ния в новую культуре Японии , как об очень
ца. Образ ху- тему
целостной, экзотичной и в то же
дожественной
время вписанной в современный
культуры
мир. Умение видеть бесценную
Японии
красоту каждого маленького момента жизни, внимание к красоте
деталей,

Обрести знания
многообразии пр
народов мира о к
Иметь интерес к
необычной худож
культуре. Иметь
представления о
и внутренней обо
различных худож
культур.
их многозначность и
Воспринимать
эст
символический смысл.
характер традицио
Рассказывать о традиционных
Японии понимани
постройках: о легких сквозных
природы. Иметь п
конструкциях построек с переоб образе традици
движными ширмами, отвечающих японских построе
потребности быть в постоянном
конструкции здан
контакте с природой. Изображать (пагоды). Понима
природу через характерные детали. особенности изоб
Использовать материалы: листы
украшения и пост
мягкой (можно оберточной) бумаги, искусстве Японии
обрезанные как свиток, акварель
Изображать прир
(или жидко взятая гуашь), тушь,
детали, характерн
мягкая кисть
японского искусст
дерева с птичкой;
бочкой; трава с ку
стрекозами; ветка
вишни на фоне ту
гор), развивать жи
графические
навы
Страна восхо- Комбиниро- Характеризовать образ женской
Создавать женск
Приобретать
дящего солн- ванный урок красоты — изящные ломкие
национальнойнов
од
прир
ца. Образ хулинии, изобразительный орнамент изображении
традициях японс
конструктивные
н
дожественной
росписи японского платьяискусства. Сопос
композиционные
культуры
кимоно, отсутствие интереса к
традиционные пр
Японии
индивидуальности лица. Называть красоте русской
характерные особенности
женщин. Приобр
японского искусства: графичность, навыки в изображ
хрупкость и ритмическая
человека, новые
асимметрия. Изображать японок в тивные навыки, н
кимоно, передавать характерные
композиционные
черты лица, прически,
Осваивать новы
волнообразные движения фигуры. представления о
(Вариант задания: выполнение в
красоте мира
объёме или полу- объёме
бумажной куклы в кимоно)

18

19

20

21

Страна восхо- Урок-проект
дящего солнца. Образ художественной
культуры
Японии

Народы гор и Комбиниростепей
ванный урок

Народы гор и Комбиниростепей
ванный урок

Города в
пустыне

Урокфантазия

Объяснять особенности изображения, украшения и постройки
в искусстве Японии. Называть
традиционные праздники:
«Праздник цветения вишнисакуры», «Праздник хризантем» и
др.
Создавать коллективное панно
«Праздник цветения вишнисакуры» или «Праздник хризантем» (плоскостной или проРассказывать
разнообразии
странственныйо коллаж).
природы
нашей
планеты ибольшие
споИспользовать материалы:
собности
человека
жить
листы бумаги,
гуашь
илив самых
разных
природных
условиях.
акварель,пастель, карандаши,
Объяснять
связь художественного
ножницы, клей
образа культуры с природными
условиями жизни народа.
Видеть изобретательность человека в построении своего мира.
Называть природные мотивы
орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.
Изображать жизнь в степи и краПродолжение
работы. Изображать
соты пустых пространств
(разжизнь
в
степи
и красоты
пустых
витие живописных
навыков).
пространств
Использовать(развитие
материалы: гуашь,
живописных
кисти, бумагунавыков).

Создавать образ
Японии в коллек

Осваивать новы
представления о
красоте мира

Понимать и объ
разнообразие и к
природы различн
нашей страны, сп
человека, живя в
природных услов
создавать свою с
художественную
Изображать сце
людей в степи и
передавать крас
пространств и ве
пейзажа.

Изображать
сце
Овладевать жив
людей
в
степи
и
навыками в проц
передавать
крас
самостоятельной
пространств
и ве
работы
пейзажа.

Использовать материалы: гуашь,
кисти, бумагу
Овладевать жив
навыками в проц
Рассказывать о городах в пустыне. Характеризоват
самостоятельной
художественной
Видеть орнаментальный характер Средней
работы Азии. О
культуры.
связь архитектур
с особенностями
Создавать образ древнего
природных матер
среднеазиатского города
(аппликация на цветной бумаге
Создавать образ
или макет основных архитексреднеазиатского
турных построек).
Овладевать навы
Использовать материалы: цветная конструирования
бумагу, мелки, ножницы, клей
орнаментальной

22

Древняя
Эллада

Комбинированный урок

Рассказывать об особом значении
искусства Древней Греции для
культуры Европы и России.
Определять храм как совершенное
произведение разума человека и
украшение пейзажа. Видеть
красоту построения человеческого
тела — «архитектуру» тела,
воспетую греками. Изображать
греческий храм (полуобъёмные
или плоские аппликации) для
панно или объёмное
моделирование из бумаги;
изображать фигуры олимпийских
спортсменов и участников
праздничного шествия;
Использовать материалы: бумагу,
ножницы, клей; гуашь, кисти

23

Древняя

Урок-

Эллада

фантазия

Эстетически вос
произведения иск
Древней Греции,
свое отношение к
отличать древне
скульптурные и а
произведения.

Уметь характер
отличительные ч
конструктивные
древнегреческого
нение образа при
пропорций постр

Моделировать и
конструкцию гре
храмов.

Осваивать основ
конструкции, соо
Рассказывать о повседневной
Создавать
колле
основных пропор
жизни.
панно
на
тему
др
человека.
праздников
Называть праздники: ОлимпийИзображать оли
ские игры, праздник Великих
спортсменов (фи
Панафиней.
движении) и уча
праздничного ше
Определять особенности изо(фигуры в традиц
бражения, украшения и постройки одеждах)
в искусстве древних греков.
Приобретать навыки создания
коллективного панно «Древнегреческий праздник» (пейзаж,
храмовые постройки, праздничное
шествие или Олимпийские игры).
Использовать материалы: бумагу,
ножницы, клей; гуашь, кисти
III триместр

24

25

26

Европейские Урок-беседа
города средневековья

Знакомиться с образом готических
городов средневековой Европы:
узкие улицы и сплошные фасады
каменных домов. Видеть красоту
готического храма, его величие и
устремленность вверх, готические
витражи и производимое ими
впечатление.

Видеть и объясн
форм костюма и
общее в их конст
украшениях. Исп
выразительные в
пропорций в пра
творческой работ

Развивать навык
изображения чел
условиях новой о
стемы.

Рассказывать о ратуше и центральной площади города, о
городской толпе,сословном
разделении людей. Рассматривать
Понимать значе
средневековые готические
костюмы, их вертикальные линии, выражения «готи
удлиненные пропорции.
этап:
изучатьи Создавать колле
Европейские Урок-проект Подготовительный
Видеть единство форм
костюма
архитектуру,
одежду
человека
города средархитектуры, общее в их кон- и
панно. Использов
его
окружение
(предметный
мир)
невековья
струкции и украшениях. Создавать развивать навык
европейских
городов
панно «Площадь
средневекового
конструирования
средневековья
города» (или «Праздник цехов
(фасад храма)
ремесленников на городской
площади»). Использовать
материалы: цветную и
тонированную бумагу, гуашь,
Многообразие Комбиниро- Рассуждать
о богатстве
и мноОсознавать цель
кисти (или пастель),
ножницы,
художествен- ванный урок гообразии
художественных
культуры, естест
клей
ных культур в
культур народов мира. Объяснять взаимосвязь ее п
мире (обобвлияние особенностей природы на
щение темы)
характер традиционных построек, Узнавать по пре
гармонию жилья с природой, образ произведениям
художественные
красоты человека, народные
которыми знаком
праздники (образ благополучия,
красоты, счастья в представлении уроках. Соотнос
особенности трад
этого народа). Осознать как
культуры народо
прекрасное то, что человечество
сказываниях, эмо
столь богато разными
оценках, собстве
художественными культурами.
художественнотв
Участвовать
в выставке
работ народы
и
Искусство
объединяет
- 8 часов
беседе на тему «Каждый народ — деятельности
художник».
Понимать разности творческой
работы в разных культурах

27

Материнство

Урок введе- Рассказывать о своих впечатния в новую лениях от общения с произветему
дениями
искусства,
анализировать выразительные
средства произведений.
Развивать навыки
творческого восприятия
произведений искусства и
композиционного изображения.

28

Материнство

29

Мудрость
старости

30

Сопереживание

Изображать (по представлению) образ матери и дитя, их
единства, ласки, т. е. отношеУрок-проект ния
Продолжение
работы.
друг к другу.
Изображать (по представлеИспользовать
материалы:
нию) образ матери
и дитя, гуих
ашь,
кисти
или
пастель,
единства, ласки, т. е. отношебумага
ния друг к другу.
Комбинированный урок

Комбинированный урок

Узнавать и приводит
произведений искусст
выражающих красоту
материнства.

Изображать образ ма
(мать и дитя), опираяс
впечатления от произв
искусства и жизни

Изображать образ ма
(мать и дитя), опираяс
впечатления от произв
искусства и жизни

Использовать
материалы: гу- Развивать навыки вос
Наблюдать проявления
ашь,
кисти
или
духовного мирапастель,
в лицах
произведений искусст
бумага
близких людей.
Создавать в процессе
Видеть выражение мудрости работы эмоционально
старости в произведениях ис- ный образ пожилого ч
кусства (портреты
(изображение по пред
Рембрандта, автопортреты
на основе наблюдений
Леонардо да Винчи, Эль
Греко и т.д.). Создавать
изображение любимого
пожилого человека, передавать стремление выразить
его
внутренний
мир.
Рассуждать
о том,
что
Уметь объяснять, рас
Использовать
материалы:
искусство
разных
народовгу- как в произведениях и
ашь
мелки,
пастель,
несетили
в себе
опыт
выражается печальное
бумага
сострадания,
сочувствия,
трагическое содержан
вызывает сопереживание
Эмоционально отклик
зрителя.
разы страдания в прои
Учиться видеть изображение искусства, пробуждаю
печали и страдания в искус- печали и участия.
стве.
Выражать художеств
Создавать рисунок с
средствами свое отнош
драматическим сюжетом,
изображении печально
придуманным автором
Изображать в самост
(больное животное,
творческой работе дра
погибшее дерево и т. п.).
сюжет
Использовать материалы: гуашь (черная или белая),
кисти, бумага

31

Героизащитники

32

3334

Комбинированный урок

Рассуждать о том, что все на- Приобретать творчес
роды имеют своих героев-за- композиционный опы
щитников и воспевают их в
героического образа.
своем искусстве.
Приводить примеры п
Выполнять лепку эскиза
героям Отечества.
памятника герою.
Приобретать творчес
Использовать материалы:
создания проекта памя
пластилин, стеки, дощечка
героям (в объеме).

Юность
надежды

и Урок-проект Рассуждать о том, что в
искусстве всех народов
присутствуют мечта,
надежда на светлое будущее,
радость молодости и любовь
к своим детям. Выполнять
изображение радости
детства, мечты о счастье,
подвигах, путешествиях,
открытиях.
Искусство на- УрокРассказывать
об
Использовать материалы:
родов
мира
особенностях
гуашь, кисти или мелки,
выставка
(обобщение
художественной
культуры
бумага
темы)
разных (знакомых по урокам)
народов, об особенностях
понимания ими красоты.
Объяснять, почему
многообразие
художественных культур
(образов красоты) является
богатством и ценностью
всего мира.
Обсуждать и анализировать
свои работы и работы одноклассников с позиций
творческих задач, с точки
зрения выражения
содержания в работе.
Участвовать в обсуждении
выставки

Овладевать навыками
Приводить
изображенияпримеры
в объемеп
изобразительного
композиционного иск
пос
посвященных
теме
дет
скульптуре
юности, надежды, уме
выражать свое отнош

Выражать художеств
средствами радость пр
изображении темы дет
юности, светлой мечты
композиционные навы
Объяснять
и иоцениват
изображения
поэтич
чатления от произведе
видении жизни
искусства разных наро

Узнавать и называть
художественным куль
относятся предлагаем
(знакомые по урокам)
произведения искусст
традиционной культур


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».