Рабочая программа учебного предмета география - 10, 11 класс

Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс (66 ч)
Пояснительная записка
Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл
школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и
процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
 Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и
хозяйствующего на Земле человечества;
 Развить пространственно-географическое мышление;
 Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
 Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
 Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
 Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего
образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На базовом уровне на
изучение предмета отводится 66часов учебного времени в 10 классе или 34 часов в 10 классе и 32часов в 11 классе. Особенностью
программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий
курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей
степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные
статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира»,
несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества»
объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после
раздела «Население мира».
Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого
раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это дела ет
возможным гибкое использование данной программы.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к
необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о
населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современно го мира
просто невозможно.

Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности
современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает
географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социальноэкономического развития. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых
во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, ка к
следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории
отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много
внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема, которую для краткости можно назвать «Взаимоотношения природы и общества», также во многом посвящена
именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти
проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту.
Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.
Далее рассмотрен общий обзор мирового хозяйства. Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности
многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом
количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция авторов обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных
тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в
образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового
хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Завершает первую часть курс тема, посвященная глобальным проблемам человечества. Материал представлен одним информационно насыщенным параграфом. Поскольку обо всех глобальных проблемах (сырьевой, демографической, экологической) уже подробно говорилось в
соответствующих темах, в этом параграфе показывается взаимосвязь и взаимообусловленность всех глобальных проблем, демонстрируются
возможности человечества в решении этих проблем.Вторая часть открывается темой «Политическая карта мира», знакомящей с
дифференциацией стран современного мира, с многообразием форм государственного устройства, а также с крупнейшими международны ми
организациями. Важно отметить, что знакомство с политической картой мира дается не только в географическом, но и в историческом аспекте:
учащимся рассказывается об этапах, которые прошла государственно-территориальная структура мира в ходе своего развития.Далее следует
обзор регионов и отдельных стран мира. Материал достаточно полно отражает хозяйственное и социальное своеобразие регионов: Евро пы,
Азии, Англо-Америки, Латинской Америки, Африки, Австралии и Океании. Следует обратить внимание, что характеристики географическ ого
положения, населения и природных ресурсов даются для всего региона в целом, тогда как особенности хозяйственной жизни рассматриваются

на уровне субрегионов. Для более подробной детальной характеристики в каждом регионе выбраны несколько стран, каждая из которых
является либо типичной для этого региона, либо, наоборот, выделяющейся своим лидирующим положением в регионе
Формы контроля
Практическая
работа
Тест

Тема

Количество
часов

Практическая работа № 1. Анализ половозрастных пирамид разных стран.
Практическая работа № 2. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов
Практическая работа № 3. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства
1. Население мира
2. Мировые природные ресурсы

3. НТР и Мировое хозяйство
4. География отраслей мирового хозяйства
Всего: практических работ – 3; тестов –8 ;
11 класс
Тема

Формы контроля
Практическая
работа

Тест

Практическая работа № 1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»,
Практическая работа № 2. ФРГ – экономический лидер Зарубежной Европы
Практическая работа № 3. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии
Практическая работа № 4. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки»
Практическая работа № 5. Оценка природно-ресурсного потенциала ЮАР или Кении.
1. Страны Европы
2. Зарубежная Азия
3. Китай

4. Япония
5. Хозяйство стран Африки
6. Австралия и Океания
Всего: практических работ – 5; тестов – 10

Количество
часов

Требования к уровню подготовки учащихся










Владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
Владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и
экологических процессов и проблем;
 Сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
 Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями
в результате природных и антропогенных воздействий;
 Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового
географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
 Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
 Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных процессов и явлений,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
 Сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и
социально-экономических аспектах экологических проблем.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролирова ть
и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов
деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Владение навыками познавательной деятельности, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию;
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордостью з а
свой край;
Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон ми правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства.

УМК:
1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира, 10 -11класс Ч1. и Ч.2. –М.: Русское слово, 2019
2. Географический атлас. 10 класс. –М.: Дрофа, 2019.

Содержание программы
Часть 1. Общая характеристика стран современного мира
Тема 1. Страны современного мира (4 часа)
Типология стран современного мира. Размеры стран и их положение на материке. Государственное устройство стран: формы правления и
административно-территориальное устройство.
Тема 2. География населения мира (7 часов)
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности населения. Воспроизводство населения. Половозрастной состав.
Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые и
национальные религии. Этнорелигиозные конфликты. Размещение населения. Миграции населения. Формы расселения. Сельское и городское
население. Урбанизация.
Практические работы:
1. расчет демографических параметров: естественного прироста, рождаемости и смертности.
2. определение на основании демографических параметров типа страны
3. сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
Тема 3. Мировые природные ресурсы (8 ч)
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее и производящее хозяйство. Природопользование.
Экологические проблемы. Пути решения экологических проблем. Проблема истощения природных ресурсов. Проблема загрязнения
окружающей среды. Виды природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности. Ресурсообеспеченность стран мира. Исчерпаемые
невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные, нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные,
лесные. Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии. Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Практическая работа:
1. расчет обеспеченности отдельных стран различными видами природных ресурсов
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 часа)
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие мирового хозяйства. Глобализация. Научно -техническая
революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география мирового хозяйства.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства (9 ч)
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. География мировой энергетики. Черная и цветная
металлургия: география и основные тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный аспект
машиностроения. Химическая промышленность. Центры химической промышленности. Лесная промышленность. Сельское хозяйство.

Земледелие (растениводство) и животноводство. Товарное и потребительское сельское хозяйство. Транспорт мира. Виды транспорта. Значение
транспорта. Географические различия в мировой транспортной системе. Международные экономические отношения. Мировая торговля.
Товарная структура мировой торговли. Международные кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное
сотрудничество. Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Практическая работа:
1. Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и регионов
2. Характеристика главных центров современного мирового хозяйства
3. определение основных направлений международной торговли
Тема 6. Глобальные проблемы человечества (2 час)
Понятие о глобальных проблемах. Обзор глобальных проблем человечества. Стратегия устойчивого развития.

Часть 2. Региональный обзор мира
Тема 7. Политическая карта мира
Политическая карта мира. Территория и границы страны. Формирование политической карты мира. Историко-географические регионы мира и
международные организации.
Практическая работа:
1. Составление таблицы «Государственный строй стран современного мира»
Тема 8. Зарубежная Европа
Состав и географическое положение Зарубежной Европы. Политико-географическое (геополитическое) положение. Природные ресурсы
Зарубежной Европы. Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение
межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие
городские агломерации Зарубежной Европы. Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли
промышленности. Крупнейшие районы и центры добывающей и обрабатывающей отраслей. Субрегионы Зарубежной Европы: Северная,
Средняя, южная и Восточная Европа – их природная, культурная и хозяйственная специфика. Федеративная Республика германия. Краткая
историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населен ия.
Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского
хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности.
Практические работы:
1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы.
2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.

Тема 9. Зарубежная Азия
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их
контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический
состав. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Общая характеристика отраслей промышленности и сельского хозяйства стран Зарубежной Азии. Уровень хозяйственного развития и
международная специализация стран.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Природная,
культурная и хозяйственная специфика субрегионов.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Природные ресурсы. Специфика
населения. Особенности расселения, крупнейшие города.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география
отраслей хозяйства.
Практические работы:
1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии.
2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии.
3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 10. Англо-Америка
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения
и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения.
Основные черты размещения населения. Урбанизация в США . Главные города.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их г еография.
Тема 11. Латинская Америка
Состав и географическое положение Латинской Америки. Политико-географическое (геополитическое) положение Латинской Америки.
Природные ресурсы.
Население и хозяйство Латинской Америки. Субрегионы Латинской Америки. Андские страны. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской
низменности. Центральная Америка и Вест-Индия. Мексика
Федеративная республика Бразилия
Практические работы:
1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки».

Тема 12. Африка
Состав и географическое положение Африки. Политико-географическое(геополитическое) положение Африки. Природные ресурсы Африки.
Население и хозяйство Африки. Субрегионы африки: Северная, Западная, Центральная, Восточная и Южная Африка
Практические работы:
1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа.
2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 13. Австралия и Океания
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа:
1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия и современный мир
Россия и современный мир. Экономико-географическая история России. Краткая характеристика современного хозяйства.
Практическая работа:
1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.

Тематическое планирование в 10 классе
№
п.п.

Колво
часов

Темы уроков

Дата по
плану

Д/З.

Примечание

Общая характеристика мира (34 ч)
Современная география (1 ч)
1.

Географическая наука

1

П.1

Политическая карта мира (2 ч)
2.

3

Что такое политическая карта мира.
Формирование политической карты мира.

П.2-3

Регионы мира и международные организации.

П.4

Страны современного мира (2 ч)
4

Типы стран современного мира

П.5

5

Развитые и развивающиеся страны

П.6

География населения мира (5 ч)

Практическая работа №1.
Составление систематизирующей
таблицы
«Государственный строй стран
мира

6

Численность и динамика населения мира

П.7

7

Половозрастной состав и трудовые ресурсы.

П.8

8

Расовый и половозрастной состав населения
Религиозный состав населения.
Этнорелигиозные конфликты.

П.9-10

9

Размещение населения и его миграции

П.11

10

Сельское и городское население

П.12

Практическая работа № 1.
Анализ половозрастных
пирамид разных стран.

Мировые природные ресурсы. (9 ч)

11

Природные ресурсы

П.13

12

Минеральные ресурсы.

П.14

13

Рудные и нерудные полезные ископаемые

П.15

14

Земельные ресурсы.

П.16

15

Лесные ресурсы.

П.17

16

Водные ресурсы.

П.18

17

Неисчерпаемые ресурсы.

П.19

Практическая работа № 2.
Определение обеспеченности
стран различными видами
природных ресурсов

18

Ресурсы мирового океана.

П.20

19

Рекреационные ресурсы.

П.21

Человек и природа (2 ч)
20

Взаимодействие между природой и обществом.
Природопользование и экологические проблемы.

П.22-23

21

Загрязнение и окружающей среды.
Пути решения экологических проблем.

П.24-25

Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2 ч)
22

Формирование мирового хозяйства

П.26

23

Современная эпоха НТР.

П.27

24

НТР и мировое хозяйство.

П.28

Практическая работа № 3.
Характеристика главных
центров современного мирового
хозяйства

Отрасли мирового хозяйства (10ч.)
25

Топливно-энергетический комплекс

П.29

26

Металлургия

П.30

27

Машиностроение

П.31

Практическая работа № 4.
«Характеристика главных
центров автомобилестроения
мира»

28

Химическая и лесная промышленность.

П.32

29

Сельское хозяйство.

П.33

30

Транспорт .
Мировая транспортная система.

П.34-35

31

Международная торговля и открытая экономика.

П.36

32

Международные экономические отношения.

П.37

33

Глобальные проблемы и стратегия устойчивого развития.

П.38

34

Повторение.

Тематическое планирование в 11 классе
№
п.п.

Темы уроков

Дата по
плану

Дата
фактич

Д/З

Примечание
Практические работы

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЗОР МИРА (34 ч)

Зарубежная Европа (5 часов)
П.39

2

Состав, географическое положение и природные
ресурсы
Население и хозяйство

3

Субрегионы Европы.

П.41

4

Федеративная

П.42

5

Обобщение по теме «Зарубежная Европа»

1

Республика Германия.

П.40

Практ. работа № 2. ФРГ – экономический лидер
Зарубежной Европы

Зарубежная Азия (6 часов)
6

Состав,географическое положение и ресурсы.

П.43

7

Население и хозяйство.

П.44

8

П.45

10

Субрегионы Азии:
Юго-Западная и Центральная Азия.
Субрегионы Азии:
Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Китайская Народная Республика

11

Обобщение по теме «Зарубежная Азия»

9

П.46
П.47

Практич-ая работа № 3. Обозначение на
контурной карте границ субрегионов Азии

Англо-Америка (3 часа)
12

Канада.

П.48

13

Соединенные Штаты Америки.

П.49

14

Обобщение по теме «Англо-Америка»

Латинская Америка (5 часов)
15
16

Состав, географическое положение и ресурсы .
Население и хозяйство.

П.50
П.51

17

Субрегионы Латинской Америки

П.52

Прак-ая работа № 4.
Составление картосхемы «Природные ресурсы
субрегионов Л.Америки»

18

Федеративная Республика Бразилия.

19

Зачет по темам «Северная Америка и Латинская
Америка»

П.53

Африка (5 ч)
20

Состав, географическое положение и ресурсы .

П.54

21

Население и хозяйство.

П.55

22

Субрегионы Африки

П.56

23

Южно-Африканская Республика.

П.57

24

Урок-обобщение по теме: «Африка»

Австралия и Океания (3 часа)
25

Австралия.

П.58

26

Океания

П.59

Практ-ая работа № 5. Оценка природноресурсного потенциала ЮАР или Кении.

27

Урок-обобщение по теме «Австралия и Океания»

Россия в современном мире (1 час)
28

Россия и современный мир.

29

Повторение по всему пройденному материалу.

П.60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».