Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нар

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УТВЕРЖДАЮ
Врио директора МБОУ СОШ
с.Кадгарон Цаликова Р.Х.
____________
«___»______________2023_г.

Адаптированная основная общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(Вариант 1)
предметная область: математика
учебный предмет: математика
9-а класс_____________
(ступень образования/класс)

____на 2023-2024 уч. год._
(срок реализации программы)

Программу составила Тезиева Н.Х.
с.Кадгарон

Содержание АООП по математике:
1. Пояснительная записка;
2. Содержание тем учебного курса;
3. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе;
4. Перечень учебно-методического обеспечения (список литературы);
5. Приложения к программе (календарно-тематическое планирование).
Пояснительная записка.
Данная программа разработана на основе следующих документов:

1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N
273-ФЗ от 29.12.2012г;
2.
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599
от 19.12.2014 года);
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ,регистрационный №61573);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021г. №2 СП 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ,регистрационный
№62296);
5.
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015
«О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
6.
Приказа Минобрнауки РФ от 17.07.2015г №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам -образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 30.08.2013г №1015»;
7.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)";
8.
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (решение федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)).

9.
Адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (Вариант 1) на 2021-2026 г.г.
10. Устава МКОУ «Шаховская школа-интернат».

1. Цель и задачи реализации АООП по учебному курсу математика для
учащихся 9 класса :
Цель программы: создание условий для подготовки учащихся с ограниченными
возможностями здоровья к жизни и овладению основами математических знаний,
для дальнейшего овладения доступными профессионально-трудовыми навыками
Основные задачи обучения математике состоят в следующем:
• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и
геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в
трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего
развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств;
• приобретение знаний о нумерации в пределах 1000 и арифметических действиях в
данном пределе, об образовании, сравнении обыкновенных дробей и их видах, о
задачах на кратное и разностное сравнение, нахождение периметра
многоугольника, о единицах измерения длины массы, времени;
• овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной,
групповой деятельности;
• освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и
учебно-познавательной.
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование
предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и
практических задач, продолжение образования;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические
знания в повседневной жизни.
• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
• развивать пространственные представления учащихся;
• развивать память, воображение, мышление;
• развивать устойчивый интерес к знаниям.

• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность,
настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля,
развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить
начатое дело до завершения.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие абстрактных математических понятий;
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
развитие речи и обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях, умениях, навыках.

Цель преподавания математики:
 дать учащимся такие доступные количественные, пространственные,
временные и геометрические представления, которые помогут им в
дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
Задачи преподавания математики:
 формирование доступных математических знаний и умений, их
практическое применение в повседневной жизни, при изучении других
учебных предметов;
 максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личных качеств с учётом индивидуальных
возможностей каждого обучающегося на разных этапах обучения;
 развитие речи учащихся, обогащение её математической терминологией;
 воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия,
самостоятельности, навыков контроля, аккуратности, умения принимать
решение.
В данной программе особое значение придается практической стороне
специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся.
Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и
навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Цели и задачи обучения математике, реализуемым в данной программой

класс
9класс

Цель
обучения
Формировать и
развивать
математические
знания и умения,
необходимых для
решения
практических задач в
учебной и трудовой
деятельности,
используемых в
повседневной жизни;










Задачи
обучения
Приобретение знаний о многозначных
числах в пределах 1000000,
произведение арифметических действий
с целыми и дробными числами, в том
числе с числами, полученными при
измерении,
арифметических действий с
обыкновенными и десятичными
дробями, их преобразования;
нахождение процентов от числа, числа
по его доле или проценту,
о построении и измерении углов с
помощью транспортира,
о построении геометрических фигур,
относительно оси и центра симметрии,
нахождении площади фигур;
Обучение применению математических
знаний в решении конкретных
практических задач, которые будут
встречаться в дальнейшей жизни;

Наряду с этими задачами на уроках решаются и специальные задачи,
направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
 Развитие абстрактных математических понятий;
 Развитие зрительного восприятия и узнавания;
 Развитие пространственных представлений и ориентации;
 Развитие основных мыслительных операций;
 Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 Развитие речи обучающихся и обогащение словаря;
 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
В данной рабочей программе особое значение придается практической стороне
специального образования - развитию жизненной компетенции обучающихся.
Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и
навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни, для
решения соответствующих возрасту житейских задач.
Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом
работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые
объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения
учащихся содействуют развитию речи и мышления, приучают к сознательному
выполнению задания, к самоконтролю, что очень важно для общего развития
умственно отсталого школьника.

Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные
письменные работы обучающихся и тесты, которым необходимо отводить
значительное место.
Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в
процессе этого разбора раскрываются причины ошибок, которые могут быть
исправлены лишь после того, как они осознаны учеником. В тех случаях, когда в
письменных вычислениях отдельных учеников замечаются постоянно
повторяющиеся ошибки, подбираются для них индивидуальные задания, чтобы
своевременно искоренить эти ошибки и обеспечить каждому ученику полное
понимание приемов письменных вычислений.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют
определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения
предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Обязательным требованием к каждому уроку в рамках данной рабочей
программы является организация самостоятельной работы, работы над ошибками,
проверки домашних заданий.
Особенности организации учебного процесса.
Типы уроков:
Урок открытия нового знания
Урок рефлексии
Урок общеметодологической направленности
Урок развивающего контроля
Методы обучения:
 объяснительно - иллюстративный метод, метод при котором учитель
объясняет, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти;
 репродуктивный метод ( воспроизведение и применение информации);
 метод проблемного изложения( постановка проблемы и показ пути её
решения);
 практический.
Используются такие формы организации деятельности:
как фронтальный опрос, групповая, парная и самостоятельная работа, работа с
учебником, таблицами и др. учебными пособиями. Применяются математические
диктанты, работа с дидактическими материалами и рабочими тетрадями.
Технологии обучения: здоровьесберегающие, игровые, проблемно – поисковые,
личностно-ориентированные, технология дифференцированного обучения, ИКТ
(используются элементы технологий).
Формы контроля
Диагностическая контрольная работа, контрольные и самостоятельные работы,
тестирование, текущий опрос. Итоговые контрольные работы.
Содержание тем учебного курса
класс

Общая характеристика
учебного предмета

9 класс

В 9 классе обучающиеся продолжают работать с многозначными
числами в пределах 1000 000. Они отрабатывают навыки выделять классы
и разряды.
Устное решение примеров и простых задач с целыми числами
дополняется введением примеров и задач с обыкновенными и
десятичными дробями.
Выполняют арифметические действия с числами, полученными при
измерении величин. Преобразуют измеряемые величины в десятичные
дроби.
Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных
дробей.
К окончанию 9 класса обучающиеся должны уметь вычислять
площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда, знать
и уметь применять единицы измерения площади и объема.
Для решения примеров со сложением и вычитанием обыкновенных
дробей берутся дроби с небольшими знаменателями.
На решение арифметических задач отводится не менее половины
учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе,
осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход.
Наряду с решением готовых текстовых задач обучающиеся учатся
преобразованию и составлению задач, т.е. творческой работе над задачей.
Самостоятельное составление и преобразование задач помогает усвоению
структурных компонентов задачи и общих приемов работы над задачей.
Тексты арифметических задач подобраны с учетом тематики курса СБО.
Геометрический материал не выделяется в отдельный урок, а изучается
на каждом уроке математики, отдельным этапом урока. При изучении
геометрического
материала
обучающиеся
учатся
распознавать
геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять
форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур,
овладевают элементарными графическими умениями, приемами
применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают
практические умения в решении задач измерительного и вычислительного
характера. Особое внимание уделяется практическим упражнениям в
измерении, черчении, моделировании.

Содержание учебного предмета
9 класс
Умножение и деление натуральных чисел и десятичных дробей на трехзначное
число (легкие случаи).
Процент. Обозначение: 1%. Замена 5%, 10%, 20%, 25%, 50%, 75% обыкновенной
дробью.
Замена десятичной дроби обыкновенной и наоборот. Дроби конечные и
бесконечные (периодические). Математические выражения, содержащие целые
числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо
дроби одного вида заменять дробями другого вида.
Простая задача на нахождение процентов от числа, на нахождение числа по его 1%.

Геометрические тела: куб, прямоугольный параллелепипеда, цилиндра, конус
(полный и усеченный), пирамида. Грани, вершины.
Развертка куба, прямоугольного параллелепипеда. Площадь боковой и полной
поверхности.
Объем. Обозначение: V. Единицы измерения объема: 1 куб. мм (
), 1 куб, см (
), 1 куб. дм (
), 1 куб. м (
), 1 куб. км (
). Соотношения: 1 куб. дм =
1000 куб. см, 1 куб. м = 1 000 куб.дм, 1 куб. м = 1 000 000 куб. см.
Измерение и вычисление объема прямоугольного параллелепипеда (куба).
Числа, получаемые при измерения и вычислении объема (рассматриваются случаи,
когда крупная единица объема содержит 1 000 мелких).
Развертка цилиндра, правильной, полной пирамиды (в основании правильный
треугольник, четырехугольник, шестиугольник). Шар, сечения нара, радиус,
диаметр.
В данной рабочей программе запланировано решение задач практической
направленности: расчёт расходуемой электроэнергии за неделю, за месяц; расчёт
стоимости покупки продуктов на семью в день,
экологические и
здоровьесберегающие задачи, нахождение периметра
коридора школы и
вычисление количества плинтусов, вычерчивание плана цветника школы в
масштабе, запись дат исторических событий римскими цифрами.
Тематическое планирование в 9 классе по триместрам.
1 модуль
Нумерация – 10ч.
Десятичные дроби – 6ч. Преобразование десятичных дробей. Сравнение дробей.
Запись целых чисел, получ. при измерении величин, десятичными дробями .Запись
десятичных дробей целыми числами, получ. при измерении величин.
Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей – 6ч.
2 модуль
Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей – 19ч.
Геометрический материал. Линии. Линейные меры. Квадратные меры. Меры
земельных площадей. Прямоугольный параллелепипед. Развертка куба и
прямоугольного параллелепипеда.
1 модуль
Проценты – 18ч.
Понятие о проценте. Замена процентов десятичной и обыкновенной дробью.
Нахождение 1 % числа. Нахождение нескольких процентов числа. Замена
нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. Нахождение
числа по одному проценту. Запись десятичной дроби в виде обыкновенной. Запись

обыкновенной дроби в виде десятичной.
Геометр. материал: Объем. Меры объема. Измерение и вычисление объема
прямоугольного параллелепипеда.
2 модуль
Обыкновенные и десятичные дроби – 20ч.
Образование и виды дробей. Преобразование дробей. Сложение и вычитание
дробей.
Геометрический материал. Геометрические фигуры. Геометрические тела.
1 модуль
Умножение и деление дробей – 8ч.
Все действия с дробями – 8ч.
Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями – 15ч.
2 модуль.
Повторение – 16ч.
Нумерация. Все действия с целыми и добрыми числами.
Геометрический материал.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Личностными результатами изучения предмета «Математика»:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
9 класс
- ответственно относиться к учению,
проявлять интерес к предмету;
- проявлять самостоятельность в
выполнении учебных заданий;
- работать в группе: проявлять
доброжелательное отношение к

- проявлять мотивацию к изучению
математики и расширять знания для
решения новых учебных задач;
- сформировать представления о
самостоятельности и личной
ответственности в процессе обучения
математике;
- понимать и принимать правила работы

сверстникам, уметь сотрудничать и
вести совместную деятельность с
учителем и сверстниками;

в группе, в коллективе: умение
договариваться с людьми, уважительно
относиться к мнению другого,
сотрудничать в совместном решении
проблемы (задачи),

- стать более успешным в учебной
деятельности;
- умение оценивать свою деятельность
по образцу, по инструкции;

- понимать важность бережного
отношения к природе, своему здоровью
и здоровью других людей;
- иметь представление о связи
математики с окружающим миром.

- стремиться к достижению успеха
(осознание уверенности в правильности
своих действий) в учебной
деятельности;
- понимать смысл выполнения
самоконтроля и самооценки результатов
своей учебной деятельности и того, что
успех в учебной деятельности в
значительной мере зависит от него
самого;
- сформировать понимание личной
ответственности за бережное
отношение к природе, соблюдение
здорового образа жизни;
- понимать роль математических
действий, количественных отношений,
зависимостей в окружающем мире и
жизни человека;

Предметными результатами изучения предмета «Математика» являются следующие
умения и качества:
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
Должны знать:
-величину 1 градуса;
-размеры прямого, острого, тупого,
развернутого, полного, смежных углов,
сумму
углов треугольника;
-элементы транспортира;
-единицы измерения площади, их
соотношения;
Должны уметь:
-присчитывать и отсчитывать
разрядные единицы и равные числовые
группы в
пределах 1000000 по образцу;
-выполнять
сложение,
вычитание,
умножение и деление на однозначное

9 класс
Должны знать:
-табличные случаи умножения и получаемые из
них случаи деления;
-названия, обозначения соотношения крупных и
мелких единиц измерения стоимости, длины, массы,
времени, площади, объема;
-натуральный ряд чисел от 1 до 1 000 000;
-геометрические фигуры и тела, свойства элементов
треугольника, прямоугольника,
параллелограмма, четырехугольника, шестиугольни
ка, прямоугольного параллелепипеда, пирамиды,
цилиндра, конуса, шара.
Должны уметь:

целое число натуральных чисел,
обыкновенных и десятичных дробейс
помощью учителя;
-находить число по одной доле,
выраженной обыкновенной или
десятичной
дробью;
-решать
простые
арифметические
задачи на нахождение суммы, остатка,
произведения, частного, на увеличение
(уменьшение) числа на несколько
единиц,
в
несколько
раз,
на
нахождение дроби обыкновенной;
десятичной, 1 % от числа; на
соотношения:
стоимость,
цена,
количество,
расстояние,
скорость,
время;
-строить и измерять углы с помощью
транспортира с помощью учителя;
-строить треугольники по заданным
длинам стон и величине углов;
-уметь
вычислять
площадь
прямоугольника по данной длине
сторон;
объем
прямоугольного
параллелепипеда по данной длине
ребер;
-вычислять длину окружности и
площадь круга по заданной длине
радиуса;
-строить точки, отрезки симметричные
данным относительно оси, центра
симметрии.

-выполнять устные арифметические действия с
числами в пределах 100, легкие случаи в пределах 1
000 000;
-выполнять письменные арифметические Действия с
натуральными числами и десятичными дробями;
-складывать, вычитать умножать, и делить на
однозначное и двузначное число, числа, полученные
при измерении одной, двумя единицами измерения
стоимости, длины, массы, выраженными в
десятичных дробях;
-находить дробь (обыкновенную, десятичную),
проценты от числа, число по его доле или проценту;
-решать все простые задачи в соответствии с данной
программой,
составные
задачи
в 2, 3,4
арифметических действия;
-вычислять площадь прямоугольника, объем
прямоугольного параллелепипеда;
-различать геометрические фигуры и тела; строить с
помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира
линии,
углы,
многоугольника,
окружности в разном положении на плоскости, в том
числе симметричные относительно оси, центра
симметрии;
развертки
куба,
прямоугольного
параллелепипеда

Воспитательная работа.
Цель: создание условий для формирования, становления и развития личности
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, умеющей полноценно
жить и работать в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения
и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать
их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
5) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;

6) организовывать для школьников экскурсии, походы и реализовывать их
воспитательный потенциал;
8) организовывать профориентационную работу со школьниками;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
10) организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь школьного
сообщества, что станет эффективным способом профилактики антисоциального
поведения.
Направления воспитательной работы:
1. Школьный урок.
Реализация воспитательного потенциала урока ориентирована на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся и
предполагает следующее:
- повышение функциональной читательской компетенции обучающихся;
- установление доверительных отношений между учителем и учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности, использование занимательных
элементов, историй из жизни современников;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках;
дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,

навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- создание гибкой среды обучения и воспитания с использованием гаджетов,
открытых образовательных ресурсов, систем управления, что позволит получать
образование постоянно;
- развитие навыков сотрудничества, коммуникации, социальной ответственности,
способности критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.
Формы деятельности для реализации воспитательного потенциала урока:
- предметные образовательные события на уровне школы, района, республики;
- конкурс предметных стенгазет в рамках предметных недель;
- видеоуроки, лекции, семинары, практикумы, мультимедийные презентации,
цифровые платформы, тесты в онлайн – режиме;
- интерактивные формы работы на уроке – деловые игры, работа в группах,
предметные дискуссии конструктивного диалога, интеллектуальные игры,
дидактический театр.
2. Профориентация.
Основная
задача специального (коррекционного) образовательного
учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в
окружающем мире граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Совместная деятельность педагогов и школьников включает в себя
профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников.
Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить
школьника с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору
своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно
значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору,
педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд
на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную,
но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.
3. Профилактика.
Совместная деятельность педагогов, школьников, родителей по направлению
включает в себя развитие творческих способностей и коммуникативных навыков
детей, формирование здорового образа жизни, воспитание культуры поведения,
создание условий для формирования желаний, учащихся приносить пользу
обществу, уважение к правам и свободам человека, позитивного отношения к
жизни, стрессоустойчивости, воспитанию законопослушного поведения.
4. Ключевые общешкольные дела.
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
5. Экскурсии, походы.
Экскурсии, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде,
научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт
социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На

экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у
подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков
самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических
наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил,
имущества.
6. Организация предметно-эстетической среды.
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации,
способствует позитивному восприятию ребенком школы.
7. Работа с родителями или их законными представителями.
Цель: формирование эффективной системы взаимодействия родителей с
педагогами для создания благоприятной среды для сплочения учащихся и
воспитанников в единый дружный коллектив, создание в школе благоприятных
условий для свободного развития личности.
Задачи:
1. Создание единой воспитывающей среды, в которой развивается личность
ребёнка, приобщение родителей к целенаправленному процессу воспитательной
работы образовательного учреждения;
2. Включение родителей в разнообразные сферы деятельности образовательного
учреждения;
3. Повышение психолого-педагогической культуры.

Календарно-тематическое планирование
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема урока
Нумерация (повторение)
I триместр
1 модуль
Целые числа

Ч.
10
36ч.

Обыкновенные дроби

2

Десятичные дроби
Геометрия в нашей жизни.
Числа, полученные при измерении

1
1
2

Решение примеров и задач
Проверочная работа.
Отрезок. Измерение отрезков.
Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей (повтор)

1
1

2

8

Дата

02.09.2023г.
03.09.
07.09.
08.09.
09.09.
10.09.
14.09.
15.09.
16.09.
17.09.

11
12
13

Сложение и вычитание

2

Нахождение неизвестных компонентов при
сложении и вычитании
Меры длины.
Решение примеров и задач
Порядок действий.
Контрольная работа по теме: «Сложение и
вычитание целых чисел и десятичных дробей»
Луч, прямая. Взаимное расположение двух
прямых на плоскости.
2 модуль
Умножение и деление целых чисел и
десятичных дробей на целое число (повтор)

1

21.09.
22.09.
23.09.

1
1
1
1

24.09.
28.09.
29.09.
30.09.

1

01.10.

19

Умножение целых чисел на однозначное число

1

12.10.

20
21
22
23
24
25

Деление целых чисел на однозначное число
Деление десятичной дроби на целое число
Углы. Виды углов.
Деление чисел, полученных при измерении на
однозначное число

1
1
1
2

Нахождение неизвестных компонентов при
умножении и делении
Измерение углов.
Умножение и деление на 10, 100, 1000
Решение примеров и задач
Умножение целых чисел и десятичных дробей на
двузначное число
Ломаные линии и многоугольники.
Деление целых чисел и десятичных дробей на
двузначное число
Умножение и деление на трёхзначное число
Умножение на трёхзначное число
Деление на трёхзначное число. Вычисления на
калькуляторе
Контрольная работа по теме: «Умножение и
деление целых чисел и десятичных дробей на
целое число»
Решение примеров и задач

1

13.10.
14.10.
15.10.
19.10.
20.10.
21.10.

1
1
1
1

22.10.
26.10.
27.10.
28.10.

1
1

29.10.
02.11.

5
1
1

03.11.
09.11.

1

10.11.

2

11.11.
12.11.

II триместр.
1 модуль
Проценты и дроби
Понятие о проценте
Нахождение 1% от числа

47ч.

14
15
16
17
18

26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36

1
2

13

18
1
1

23.11.
24.11.
25.11.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23
24
25
26
27
28
29
30
31

Треугольники. Длины сторон треугольника.
Нахождение нескольких % от числа

1
2

Решение примеров и задач
Некоторые виды четырехугольников.
Проверочная работа
Запись процентов обыкновенной дробью
Особые случаи нахождения процентов от числа
Параллелепипеды.
Проверочная работа
Нахождение числа по 1%

1
1
1
1
1
1
1
2

Как рисуют параллелепипеды?
Нахождение числа по нескольким процентам

1
2

Задачи на проценты
Конечные и бесконечные дроби
Запись десятичных дробей в виде обыкновенных
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной
Контрольная работа по теме: «Проценты и
дроби»
Бесконечные дроби.
2 модуль
Все действия с десятичными дробями и
целыми числами
Сложение и вычитание целых чисел и
десятичных дробей

1
4
1
1
1

2

11.01.2024г.

Умножение и деление целых чисел и десятичных
дробей

2

Пирамиды
Порядок действий

1
2

Контрольная работа по теме: «Все действия с
десятичными дробями и целыми числами»
Вычисления на калькуляторе.
Круг и окружность.

1

12.01.
13.01.
14.01.
18.01.
19.01.
20.01.

1

21.01.

16ч.
1
1
1
1
2

25.01.
26.01.
27.01.
28.01.
01.02.

1

26.11.
30.11.
01.12.
02.12.
03.12.
07.12.
08.12.
09.12.
10.12.
14.12.
15.12.
16.12.
17.12.
21.12.
22.12.
23.12.
24.12.
28.12.
29.12.
30.12.

10

Обыкновенные и десятичные дроби
32
33
4
35
36

Обыкновенные дроби
Получение обыкновенных дробей
Смешанные числа
Преобразование обыкновенных дробей
Как мы видим и рисуем круг?
Сравнение обыкновенных дробей

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20

02.02.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
одинаковыми знаменателями. Длина
окружности.
Сложение и вычитание смешанных чисел

2

03.02.
04.02.

3

Конусы
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с
разными знаменателями

1
2

Контрольная работа по теме: «Обыкновенные
дроби»
Симметричные фигуры.
III триместр
1 модуль
Умножение и деление обыкновенных дробей
на целое число (Повторение)
Умножение.

1

08.02.
09.02.
10.02.
11.02.
15.02.
16.02.
17.02.

Деление

2

Что такое площадь фигуры?
Умножение и деление.

1
2

Площадь прямоугольника.
Все действия с обыкновенными и десятичными
дробями
Запись обыкновенных дробей в виде десятичных
Запись десятичной дроби в виде обыкновенной
Сложение и вычитание обыкновенных и
десятичных дробей
Единицы измерения площади в метрической
системе мер.
Сложение и вычитание обыкновенных и
десятичных дробей
Умножение и деление обыкновенных и
десятичных дробей

1
8

Площадь круга.
Все действия с обыкновенными и
десятичными дробями
Запись обыкновенной дроби в виде десятичной.
Запись десятичной дроби в виде обыкновенной.

1

Что такое объем тела?

1

1
44ч.

18.02.

8
2

01.03.
02.03.
03.03.
04.03.
05.03.
09.03.
10.03.
11.03.

1
1
1

15.03.
16.03.
17.03.

1

18.03.

1

22.03.

2

23.03.
24.03.
25.03.

3

29.03.
30.03.
31.03.
01.04.

21
22
23
24
25
26
27
28

2 модуль
Сложение и вычитание.

2

Умножение и деление.
Измерение объема тела.

2

Все действия с обыкновенными и десятичными
дробями

3

Разные единицы объема в метрической системе
мер.

1
16

Повторение.
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44

12.04.
13.04.
14.04.
15.04.
19.04.
20.04.
21.04.
22.04.

Нумерация и арифметические действия
Целые числа

2

Обыкновенные дроби

2

Десятичные дроби

3

Проценты.

3

Повторение.

2

Контрольная работа «Все действия с целыми и
дробными числами»
Геометрические фигуры и тела
Повторение
Подведение итогов

1

26.04.
27.04.
28.04.
29.04.
04.05.
05.05.
06.05.
11.05.
12.05.
13.05.
17.05.
18.05.
19.05.

1
1
1

20.05.
24.05.
25.05.

План воспитательной работы
№

Название мероприятия

Направления

Сроки

1

Уроки в рамках «Месячника
безопасности»

Школьный уровень

В течение года

2

Информационное оповещение об
успехах и проблемах в изучении
математики через классные группы.

Работа с
родителями.

В течение года

3

Участие в тематических родительских
собраний

Работа с
родителями.

По плану классных
руководителей

4

«Правила поведения в школеинтернате»;

Профилактика

В течение года

5

Работа на уроках над задачами по
темам профориентации

Профориентация

По КТП

6

Изучение геометрического материала

Экскурсии

По КТП

7

Работа над проектами «Математика
вокруг нас»

Экскурсии

По КТП

8

Урок безопасности в сети интернет

Школьный урок

Октябрь 2023

9

Внеклассные мероприятия в рамках
предметной недели по математике

Школьный урок

По плану
проведения

Литература
1. А.П. Антропов, А.Ю Ходот, Т.Г. Ходот, Математика 9 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адаптир. основные общеобразоват программы;
Просвещение 2018г.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной)
школе VIII вида. – М., 2001.
3. Залялетдинова Ф. Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе. – М.,
2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».