Рабочая программа учебного предмета технология - 9 класс

1

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников,
рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в
образовательных учреждениях на 2021 – 2022 учебный год, базисного учебного плана для
общеобразовательных организаций на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ
СОШ №1 на текущий учебный год в соответствии с требованиями к результатам
основного общего образования.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего
образования «Технология»

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в
подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со
своими интересами и склонностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.
Задачи:
1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального
самоопределения.
2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий.
3. оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и
возможностей.
4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной
подготовки к адекватному профессиональному самоопределению.
5. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня
развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями
профессий, сфер трудовой деятельности.
6. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации.
7. воспитывать уважение к рабочему человеку.
8. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой
выбор».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса (ФГОС) основного общего
образования по направлению «Технология» по курсу «Профессиональное
самоопределение».
Курс «Профессиональное самоопределение» является составным компонентом
предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Смысл
профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка
внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке
и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований
профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Но
они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей.
2

Выбор профессии – естественный этап развития каждого человека. Психологическая
готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если
ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом
возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с
выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал
внутреннего неблагополучия.
Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с
взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о
волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам
примет решение.
Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели,
выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности,
извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Уроки
технологии направлены на изучение школьниками своих личностных особенностей в
целях формирования реалистической самооценки, знакомства с миром профессий,
требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора
профессии и планирования карьеры.
Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор»
позволяет:
- осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к
обоснованному профессиональному самоопределению;
- реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение,
профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию,
профвоспитание);
- активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному
самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или
электронную презентацию.
В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны
осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их
будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать
материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной
самодеятельности, воспитательные мероприятия и др.
Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая
предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с
одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их
развитие, с другой стороны.
В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики:
- опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному
самоопределению;
- карта интересов;
- опросник профессиональной готовности (ОПГ);
- анкета мотивов выбора профессии;
- шкала потребностей в достижении;
- опросник темперамента;
- методика «Мой характер»;
- методика определения склонностей;
- тест Дж. Холланда «Тип личности»;
- карта здоровья;
- тест «Уровень самооценки»;
- карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.

3

Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы:
беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия,
профконсультация и др.
В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает
возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические
процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы
возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход
информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают
мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют
опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно
организовать самостоятельную работу учащихся.
По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью
специально разработанных контрольно-измерительных материалов.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования
отводит 35 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология» в 9 классе
образовательной области «Технология», из расчета 1 ч в неделю, но учитывая годовой
календарный график программа составлена на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в
основной школе:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области
предметной технологической деятельности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей;
- развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с
учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным
ресурсам;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование
индивидуально-личностных позиций учащихся;
Предметные:
учащиеся должны знать и понимать:
- сущность жизненного самоопределения;
- сущность и структуру процесса профессионального самоопределения;
- правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе;
- многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа;
- состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу;
- профессионально важные качества своей личности, свои
профессиональные способности и возможности;
способы и средства анализа профессиональной деятельности;
методику выполнения профессиональных проб;
4

структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения;
пути получения профессионального образования;
возможности получения профессиональной консультации;
- этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания;
- этапы принятия решения о профессиональном выборе;
- структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны уметь:
• пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных
заведениях и рынке труда;
• определять формулу профессии;
• проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования
профессий к человеку;
• выявлять свои профессионально важные качества;
• соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии;
• выполнять профессиональные пробы;
• пользоваться профессиограммами и психограммами;
• выбирать способ приобретения будущей профессии;
• получать профессиональную консультацию;
• заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному
самоопределению;
• выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной
презентацией.
У учащихся должны быть сформированы:
• убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей
профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении;
• профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности,
мотивы выбора профессии, профессиональный идеал;
• профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей
профессиональной деятельности;
• профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования,
условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив
профессионального роста.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
•
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и
письменной форме;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности;
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и
явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
5

• выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД:
• умение слушать и слышать друг друга;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
• использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции;
• представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной
форме;
• умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
• определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование
общих способов работы;
• осуществление обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений;
• уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека.
Регулятивные УУД:
• целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных
характеристик;
• оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того, что
еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела и темы
I. Основы жизненного и
профессионального
самоопределения. (6ч.)
1. Жизненное
самоопределение человека.

Содержание

Формирование представления о сущности жизненного
самоопределения, смысла и цели жизни.
Формирование понимания сущности и структуры процесса
профессионального самоопределения и развития.

2. Сущность и структура
процесса профессионального
самоопределения и развития.

Формирование представления о значении, условиях и
правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу»,
«надо».

3. Значение, ситуация и
правила выбора профессии.

Правила выбора профессии.

4. Типичные ошибки при
выборе профессии.

Формирование у учащихся представления о типичных
ошибках при выборе профессии.

5. Творческий проект «Мой
выбор»: сущность и
структура

Ознакомление учащихся с сущностью, назначением,
структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор».

6. Тестовый контроль знаний
по разделу.

Тест №1 «Основы жизненного и профессионального
самоопределе
ния»
6

II. Мир труда и профессии
(6ч.)
1. Профессия и
специальность:
происхождение и сущность.

Формирование у школьников представления о происхождении
и сущности понятий «профессия», «специальность»,
«должность».

2. Многообразие мира труда.

Формирование у учащихся представления о сущности, видах,
сферах и отраслях труда и секторах экономики.
Формирование психологической готовности к трудовой
деятельности.

3. Классификация
профессий. Формула
профессии.

Формирование у учащихся представления об основных
признаках профессиональной деятельности, о способах
классификации профессий и определения формулы
профессии.

4.Профессиональная
деятельность и карьера
человека.

Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной
деятельности и карьеры.

5. Рынок труда и его
требования к профессионалу.

Формировании представления о сущности и состоянии рынка
труда, его требованиях к современному профессионалу.
Формирование потребности в постоянном общем и
профессиональном развитии.

6. Тестовый контроль знаний
по разделу.
III. Человек и профессия
(10ч.)
1. Профессионально важные
качества человека.

Тест №2 «Мир труда и профессий».

2. Интересы и склонности.
Мотивы выбора профессии.

Формирование представления об интересах, склонностях и
мотивах выбора профессии.

3. Особенности психических
процессов и выбор
профессии.

Формирование представлений о психических процессах.

4. Темперамент и выбор
профессии.

Формирование представления о сущности, типах
темперамента и его роли в профессиональной деятельности
человека.

5. Характер и выбор
профессии.

Формирование представления о сущности, чертах, типах
характера и его роли профессиональной деятельности
человека.

6. Роль способностей в
профессиональной

Формирование представления о сущности, видах
способностей и их роли в профессиональной деятельности

Формирование представления о профессионально важных
качествах человека.

7

деятельности.

человека. Осознание своих профессиональных способностей.

7. Тип личности и выбор
профессии.

Формирование представления о социально- профессиональ
ном типе личности и его роли в профессиональ
ной деятельности.

8.Профессиональная
деятельность и здоровье.

Формирование представления о влиянии профессиональ
ной деятельности на здоровье человека, медицинских
противопоказаниях к профессиям.

9.Профессиональная
пригодность и самооценка.

Формирование представления о сущности, степени
профессиональной пригодности и самооценки. Формирование
у учащихся положительного отношения к себе как субъектам
будущей профессиональной деятельности.

10. Тестовый контроль
знаний по разделу.
IV. Слагаемые успеха в
профессиональном
самоопределении
(12 ч.)
1. Анализ профессиональной
деятельности.

Тест №3 «Мир труда и профессий».

2.Профессиональные пробы
и творческие проекты.

Формирование представления о сущности, содержании
профессиональных проб и творческих проектов.
Ознакомление с методикой выполнения профессиональных
проб и творческих проектов.

3. Профильное обучение и
предпрофильная подготовка.

Сущность профильного обучения и предпрофильной
подготовки.

4. Пути получения
профессионального
образования.

Формирование представления о сущности, уровнях и системе
профессионального образования.

5.Профессиональная
консультация.

Формирование представления о сущности, видах и
содержании профессиональной консультации.

6.Профессиональное
самоопределение и
самовоспитание.

Формирование представления о человеческих ресурсах,
сущностях, методах и способов профессионального
саморазвития и самовоспитания.

7. Готовность к
профессиональному
самоопределению. Принятие
решения о
профессиональном выборе.

Формирование представления о структуре готовности к
профессиональному самоопределению и алгоритма принятия
решения о профессиональном выборе.

8. Тестовый контроль знаний

Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном

Формирование представления об источниках информации о
профессиях. Формирование умений пользования
профессиограммой как комплексной характеристикой
профессии.

8

по разделу.

самоопределении».

9. Творческий проект «Мой
выбор»: оформление и
защита. – 4ч.

Формирование и развитие проектной деятельности.
Выполнение, обсуждение и защита проектов

Перечень вида и количества работ за четверть; год.

Вид работы
Тестирование

1-я ч.
(кол-во
часов)
1

2-я ч.
(кол-во
часов)
1

Творческие
проектные работы
Защита творческого
проекта

3-я ч.
(кол-во
часов)
1

4-я ч.
(кол-во
часов)
1

ИТОГО

3

3

1

1

4

3. Календарно - тематическое планирование
№
Дата проведения
Тема
уро
9а
9б
9в
9г
ка
I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч.
1
Жизненное самоопределение человека
2
Сущность и структура
процесса профессионального самоопределения и
развития
3
Значение, ситуация
и правила выбора профессии
4
Типичные ошибки при выборе профессии
5
Творческий проект «Мой выбор»
6
Тестовый контроль знаний по разделу «Основы
жизненного и профессионального самоопределения»
II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч.
7
Профессия и специальность: происхождение и
сущность
8
Многообразие мира труда
9
Классификация профессий. Формула профессии
10
Профессиональная деятельность и карьера человека
11
Рынок труда и его требования к профессионалу
12
Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда
и профессий»
III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч.
13
Профессионально важные качества человека
9

16
17
18
19

Профессиональные интересы и склонности. Мотивы
выбора профессии
Особенности психических процессов и выбор
профессии
Темперамент и выбор профессии
Характер и выбор профессий
Роль способностей профессиональной деятельности
Тип личности и выбор профессии

20

Профессиональная деятельность и здоровье

21

Профессиональная пригодность
и самооценка

22

Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и
профессия»

14
15

IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч.
23

Анализ профессиональной деятельности

24

Профессиональная проба и творческие
проекты

25

Профильное обучение и предпрофильная
подготовка

26

Пути получения профессионального образования

27

Профессиональная консультация

28

Профессиональное самоопределение и
самовоспитание
Готовность к профессиональному самоопределению.
Принятие решения о профессиональном выборе.

29
30
31

Творческий проект «Мой выбор»: разработка и
оформление проекта

32
33

Защита творческих проектов «Мой выбор»

34

Повторение по разделу «Слагаемые успеха в
профессиональной деятельности»

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».