1 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями и дополнениями), федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2021 – 2022 учебный год, базисного учебного плана для общеобразовательных организаций на 2020-2021 учебный год, учебного плана МБОУ СОШ №1 на текущий учебный год в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования. Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования «Технология» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель – оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах. Задачи: 1. Вооружить учащихся знаниями основ жизненного и профессионального самоопределения. 2. Сформировать у школьников представление о мире труда и профессий. 3. оказать учащимся помощь в выявлении своих профессиональных способностей и возможностей. 4. Ознакомить выпускников основной школы с путями и средствами активной подготовки к адекватному профессиональному самоопределению. 5. Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности. 6. Развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации. 7. воспитывать уважение к рабочему человеку. 8. Создать условия для выполнения и защиты учащимися творческого проекта «Мой выбор». ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Рабочая программа составлена для учащихся 9 класса (ФГОС) основного общего образования по направлению «Технология» по курсу «Профессиональное самоопределение». Курс «Профессиональное самоопределение» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Смысл профориентационной работы заключается в постепенном формировании у подростка внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов, осознание требований профессии к человеку, степени сформированности профессионально важных качеств. Но они формируются только на основе личностных качеств и жизненных ценностей. 2 Выбор профессии – естественный этап развития каждого человека. Психологическая готовность старшеклассника к выбору профессии во многом зависит от взрослых. Если ребенку созданы нормальные условия для его личностного развития, то в подростковом возрасте решение о выборе профессии принимается легко и естественно. Проблемы с выбором профессии – только верхушка айсберга личностных проблем и сигнал внутреннего неблагополучия. Формирование готовности к самоопределению возможно при условии сотрудничества с взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а честного разговора о волнующих подростка проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение. Задача школы – воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки. Уроки технологии направлены на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистической самооценки, знакомства с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных услуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Выполнение учащимися в процессе занятий по курсу творческого проекта «Мой выбор» позволяет: - осуществлять в единстве теоретическую и практическую подготовку школьников к обоснованному профессиональному самоопределению; - реализовать все компоненты профессиональной ориентации (профпросвещение, профдиагностику, профконсультацию, профотбор (подбор), профадаптацию, профвоспитание); - активировать деятельность учащихся по подготовке к адекватному профессиональному самоопределению. Во время защиты проекта учащиеся представляют его печатную или электронную презентацию. В процессе выполнения творческого проекта «Мой выбор» учащиеся должны осуществлять профессиональные пробы, моделирующие в той или иной степени их будущую профессиональную деятельность. В качестве профпроб могут выступать материальные изделия, информационные продукты, доклады, номера художественной самодеятельности, воспитательные мероприятия и др. Значительная часть занятий (29%) отводится на развивающую профдиагно-стику, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих, с одной стороны, диагностирование профессионально важных качеств учащихся, и их развитие, с другой стороны. В процессе изучения курса используются следующие профдиагностические методики: - опросник для выявления уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению; - карта интересов; - опросник профессиональной готовности (ОПГ); - анкета мотивов выбора профессии; - шкала потребностей в достижении; - опросник темперамента; - методика «Мой характер»; - методика определения склонностей; - тест Дж. Холланда «Тип личности»; - карта здоровья; - тест «Уровень самооценки»; - карта самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению. 3 Помимо вышеперечисленных, в процессе изучения курса используются и другие методы: беседа, рассказ, объяснение, диспут, викторина, наблюдение, экскурсия, профконсультация и др. В ходе изучения курса широко применяются мнемосхемы. Применение мнемосхем дает возможность не только оперативно развивать память учащихся, но и другие психические процессы, такие, как мышление, восприятие, наблюдательность. Мнемосхемы возбуждают мыслительную деятельность школьников, обеспечивают переход информации из кратковременной памяти в долговременную и обратно, а также развивают мыслительные процессы, последовательность и логику мышления. Они выполняют опорную функцию мышления. Мнемосхемы позволяют также более целенаправленно организовать самостоятельную работу учащихся. По каждому разделу курса проводится тестовый контроль знаний с помощью специально разработанных контрольно-измерительных материалов. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования отводит 35 учебных часов для обязательного изучения предмета «Технология» в 9 классе образовательной области «Технология», из расчета 1 ч в неделю, но учитывая годовой календарный график программа составлена на 34 часа. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе: - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; - самооценка умственных и физических способностей; - развитие трудолюбия и отвесности за результаты своей деятельности; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможности членов трудового коллектива; - проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов Росси и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся; Предметные: учащиеся должны знать и понимать: - сущность жизненного самоопределения; - сущность и структуру процесса профессионального самоопределения; - правила выбора профессии и типичные ошибки при этом выборе; - многообразие мира труда и профессий, способы их классификации и анализа; - состояние рынка труда и его требования к современному профессионалу; - профессионально важные качества своей личности, свои профессиональные способности и возможности; способы и средства анализа профессиональной деятельности; методику выполнения профессиональных проб; 4 структуру предпрофильной подготовки и профильного обучения; пути получения профессионального образования; возможности получения профессиональной консультации; - этапы, способы и средства профессионального саморазвития и самовоспитания; - этапы принятия решения о профессиональном выборе; - структуру, порядок оформления и защиты творческого проекта «Мой выбор». Учащиеся должны уметь: • пользоваться источниками информации о профессиях, профессиональных учебных заведениях и рынке труда; • определять формулу профессии; • проводить общий анализ профессиональной деятельности, анализировать требования профессий к человеку; • выявлять свои профессионально важные качества; • соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии; • выполнять профессиональные пробы; • пользоваться профессиограммами и психограммами; • выбирать способ приобретения будущей профессии; • получать профессиональную консультацию; • заполнять карту самоконтроля своей готовности к профессиональному самоопределению; • выполнять, оформлять и защищать творческий проект «Мой выбор» с электронной презентацией. У учащихся должны быть сформированы: • убежденность в необходимости своевременного и правильного выбора будущей профессии, потребность в адекватном профессиональном самоопределении; • профессиональная направленность: профессиональные интересы и склонности, мотивы выбора профессии, профессиональный идеал; • профессиональное самосознание: осознание себя как субъекта будущей профессиональной деятельности; • профессиональное намерение: знание пути дальнейшего продолжения образования, условий поступления в выбранное профессиональное учебное заведение и перспектив профессионального роста. Метапредметные: Познавательные УУД: • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • поиск и выделение необходимой информации; • применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; • структурирование знаний; • осознанное и произвольное постижение речевого высказывания в устной и письменной форме; • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; • подведение под понятие, выведение следствий; • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; • доказательство; 5 • выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: • умение слушать и слышать друг друга; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; • использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; • представление конкретного содержания и сообщение его в письменной и устной форме; • умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; • определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; • осуществление обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого человека. Регулятивные УУД: • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня знаний, его временных характеристик; • оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и того, что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Название раздела и темы I. Основы жизненного и профессионального самоопределения. (6ч.) 1. Жизненное самоопределение человека. Содержание Формирование представления о сущности жизненного самоопределения, смысла и цели жизни. Формирование понимания сущности и структуры процесса профессионального самоопределения и развития. 2. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития. Формирование представления о значении, условиях и правилах правильного выбора профессии: «хочу», «могу», «надо». 3. Значение, ситуация и правила выбора профессии. Правила выбора профессии. 4. Типичные ошибки при выборе профессии. Формирование у учащихся представления о типичных ошибках при выборе профессии. 5. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура Ознакомление учащихся с сущностью, назначением, структурой и содержанием творческого проекта «Мой выбор». 6. Тестовый контроль знаний по разделу. Тест №1 «Основы жизненного и профессионального самоопределе ния» 6 II. Мир труда и профессии (6ч.) 1. Профессия и специальность: происхождение и сущность. Формирование у школьников представления о происхождении и сущности понятий «профессия», «специальность», «должность». 2. Многообразие мира труда. Формирование у учащихся представления о сущности, видах, сферах и отраслях труда и секторах экономики. Формирование психологической готовности к трудовой деятельности. 3. Классификация профессий. Формула профессии. Формирование у учащихся представления об основных признаках профессиональной деятельности, о способах классификации профессий и определения формулы профессии. 4.Профессиональная деятельность и карьера человека. Ознакомление с сущностью и структурой профессиональной деятельности и карьеры. 5. Рынок труда и его требования к профессионалу. Формировании представления о сущности и состоянии рынка труда, его требованиях к современному профессионалу. Формирование потребности в постоянном общем и профессиональном развитии. 6. Тестовый контроль знаний по разделу. III. Человек и профессия (10ч.) 1. Профессионально важные качества человека. Тест №2 «Мир труда и профессий». 2. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии. Формирование представления об интересах, склонностях и мотивах выбора профессии. 3. Особенности психических процессов и выбор профессии. Формирование представлений о психических процессах. 4. Темперамент и выбор профессии. Формирование представления о сущности, типах темперамента и его роли в профессиональной деятельности человека. 5. Характер и выбор профессии. Формирование представления о сущности, чертах, типах характера и его роли профессиональной деятельности человека. 6. Роль способностей в профессиональной Формирование представления о сущности, видах способностей и их роли в профессиональной деятельности Формирование представления о профессионально важных качествах человека. 7 деятельности. человека. Осознание своих профессиональных способностей. 7. Тип личности и выбор профессии. Формирование представления о социально- профессиональ ном типе личности и его роли в профессиональ ной деятельности. 8.Профессиональная деятельность и здоровье. Формирование представления о влиянии профессиональ ной деятельности на здоровье человека, медицинских противопоказаниях к профессиям. 9.Профессиональная пригодность и самооценка. Формирование представления о сущности, степени профессиональной пригодности и самооценки. Формирование у учащихся положительного отношения к себе как субъектам будущей профессиональной деятельности. 10. Тестовый контроль знаний по разделу. IV. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении (12 ч.) 1. Анализ профессиональной деятельности. Тест №3 «Мир труда и профессий». 2.Профессиональные пробы и творческие проекты. Формирование представления о сущности, содержании профессиональных проб и творческих проектов. Ознакомление с методикой выполнения профессиональных проб и творческих проектов. 3. Профильное обучение и предпрофильная подготовка. Сущность профильного обучения и предпрофильной подготовки. 4. Пути получения профессионального образования. Формирование представления о сущности, уровнях и системе профессионального образования. 5.Профессиональная консультация. Формирование представления о сущности, видах и содержании профессиональной консультации. 6.Профессиональное самоопределение и самовоспитание. Формирование представления о человеческих ресурсах, сущностях, методах и способов профессионального саморазвития и самовоспитания. 7. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. Формирование представления о структуре готовности к профессиональному самоопределению и алгоритма принятия решения о профессиональном выборе. 8. Тестовый контроль знаний Тест №4 «Слагаемые успеха в профессиональном Формирование представления об источниках информации о профессиях. Формирование умений пользования профессиограммой как комплексной характеристикой профессии. 8 по разделу. самоопределении». 9. Творческий проект «Мой выбор»: оформление и защита. – 4ч. Формирование и развитие проектной деятельности. Выполнение, обсуждение и защита проектов Перечень вида и количества работ за четверть; год. Вид работы Тестирование 1-я ч. (кол-во часов) 1 2-я ч. (кол-во часов) 1 Творческие проектные работы Защита творческого проекта 3-я ч. (кол-во часов) 1 4-я ч. (кол-во часов) 1 ИТОГО 3 3 1 1 4 3. Календарно - тематическое планирование № Дата проведения Тема уро 9а 9б 9в 9г ка I. Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения»-6ч. 1 Жизненное самоопределение человека 2 Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития 3 Значение, ситуация и правила выбора профессии 4 Типичные ошибки при выборе профессии 5 Творческий проект «Мой выбор» 6 Тестовый контроль знаний по разделу «Основы жизненного и профессионального самоопределения» II.Раздел «Мир труда и профессий»- 6ч. 7 Профессия и специальность: происхождение и сущность 8 Многообразие мира труда 9 Классификация профессий. Формула профессии 10 Профессиональная деятельность и карьера человека 11 Рынок труда и его требования к профессионалу 12 Тестовый контроль знаний по разделу «Мир труда и профессий» III. Раздел «Человек и профессия» - 10ч. 13 Профессионально важные качества человека 9 16 17 18 19 Профессиональные интересы и склонности. Мотивы выбора профессии Особенности психических процессов и выбор профессии Темперамент и выбор профессии Характер и выбор профессий Роль способностей профессиональной деятельности Тип личности и выбор профессии 20 Профессиональная деятельность и здоровье 21 Профессиональная пригодность и самооценка 22 Тестовый контроль знаний по разделу «Человек и профессия» 14 15 IV. Раздел «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» - 12ч. 23 Анализ профессиональной деятельности 24 Профессиональная проба и творческие проекты 25 Профильное обучение и предпрофильная подготовка 26 Пути получения профессионального образования 27 Профессиональная консультация 28 Профессиональное самоопределение и самовоспитание Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе. 29 30 31 Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление проекта 32 33 Защита творческих проектов «Мой выбор» 34 Повторение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональной деятельности» 10