Рабочая программа учебного предмета ИЗО - 6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основного общего образования по изобразительному искусству
составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего
образования, представленных в ФГОС ООО, а также ориентирована на целевые
приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Основная цель изобразительного искусства – развитие визуально-пространственного
мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения
мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения
и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития
и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных
и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;

овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).
Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание
вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном
или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными
особенностями обучающихся, принципом системности обучения и опытом
педагогической работы.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура».
Общие сведения о видах искусства.
Пространственные и временные виды искусства.
Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных
искусств, их место и назначение в жизни людей.
Основные виды живописи, графики и скульптуры. Художник и зритель: зрительские
умения, знания и творчество зрителя.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства.
Живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их особые
свойства.
Рисунок – основа изобразительного искусства и мастерства художника.
Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок.
Навыки размещения рисунка в листе, выбор формата.
Начальные умения рисунка с натуры. Зарисовки простых предметов.
Линейные графические рисунки и наброски. Тон и тональные отношения: тёмное –
светлое.
Ритм и ритмическая организация плоскости листа.
Основы цветоведения: понятие цвета в художественной деятельности, физическая
основа цвета, цветовой круг, основные и составные цвета, дополнительные цвета.
Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве: холодный и тёплый
цвет, понятие цветовых отношений; колорит в живописи.
Виды скульптуры и характер материала в скульптуре. Скульптурные памятники,
парковая скульптура, камерная скульптура. Статика и движение в скульптуре. Круглая
скульптура. Произведения мелкой пластики. Виды рельефа.
Жанры изобразительного искусства.
Жанровая система в изобразительном искусстве как инструмент для сравнения и
анализа произведений изобразительного искусства.
Предмет изображения, сюжет и содержание произведения изобразительного
искусства.
Натюрморт.
Изображение предметного мира в изобразительном искусстве и появление жанра
натюрморта в европейском и отечественном искусстве.
Основы графической грамоты: правила объёмного изображения предметов на
плоскости.
Линейное построение предмета в пространстве: линия горизонта, точка зрения и
точка схода, правила перспективных сокращений.
Изображение окружности в перспективе.
Рисование геометрических тел на основе правил линейной перспективы.
Сложная пространственная форма и выявление её конструкции.
Рисунок сложной формы предмета как соотношение простых геометрических фигур.
Линейный рисунок конструкции из нескольких геометрических тел.

Освещение как средство выявления объёма предмета. Понятия «свет», «блик»,
«полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Особенности освещения
«по свету» и «против света».
Рисунок натюрморта графическими материалами с натуры или по представлению.
Творческий натюрморт в графике. Произведения художников-графиков.
Особенности графических техник. Печатная графика.
Живописное изображение натюрморта. Цвет в натюрмортах европейских и
отечественных живописцев. Опыт создания живописного натюрморта.
Портрет.
Портрет как образ определённого реального человека. Изображение портрета
человека в искусстве разных эпох. Выражение в портретном изображении характера
человека и мировоззренческих идеалов эпохи.
Великие портретисты в европейском искусстве.
Особенности развития портретного жанра в отечественном искусстве. Великие
портретисты в русской живописи.
Парадный и камерный портрет в живописи.
Особенности развития жанра портрета в искусстве ХХ в. – отечественном и
европейском.
Построение головы человека, основные пропорции лица, соотношение лицевой и
черепной частей головы.
Графический портрет в работах известных художников. Разнообразие графических
средств в изображении образа человека. Графический портретный рисунок с натуры или
по памяти.
Роль освещения головы при создании портретного образа.
Свет и тень в изображении головы человека.
Портрет в скульптуре.
Выражение характера человека, его социального положения и образа эпохи в
скульптурном портрете.
Значение свойств художественных материалов в создании скульптурного портрета.
Живописное изображение портрета. Роль цвета в живописном портретном образе в
произведениях выдающихся живописцев.
Опыт работы над созданием живописного портрета.
Пейзаж.
Особенности изображения пространства в эпоху Древнего мира, в средневековом
искусстве и в эпоху Возрождения.
Правила построения линейной перспективы в изображении пространства.
Правила воздушной перспективы, построения переднего, среднего и дальнего
планов при изображении пейзажа.
Особенности изображения разных состояний природы и её освещения.
Романтический пейзаж. Морские пейзажи И. Айвазовского.
Особенности изображения природы в творчестве импрессионистов и
постимпрессионистов. Представления о пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы.
Живописное изображение различных состояний природы. Пейзаж в истории
русской живописи и его значение в отечественной культуре. История становления
картины Родины в развитии отечественной пейзажной живописи XIX в.

Становление образа родной природы в произведениях А.Венецианова и его
учеников: А.Саврасова, И.Шишкина. Пейзажная живопись И.Левитана и её значение для
русской культуры. Значение художественного образа отечественного пейзажа в развитии
чувства Родины.
Творческий опыт в создании композиционного живописного пейзажа своей Родины.
Графический образ пейзажа в работах выдающихся мастеров. Средства
выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник.
Графические зарисовки и графическая композиция на темы окружающей природы.
Городской пейзаж в творчестве мастеров искусства. Многообразие в понимании
образа города.
Город как материальное воплощение отечественной истории и культурного
наследия. Задачи охраны культурного наследия и исторического образа в жизни
современного города.
Опыт изображения городского пейзажа. Наблюдательная перспектива и
ритмическая организация плоскости изображения.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве.
Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях искусства разных эпох.
Значение художественного изображения бытовой жизни людей в понимании истории
человечества и современной жизни.
Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Тема, сюжет,
содержание в жанровой картине. Образ нравственных и ценностных смыслов в жанровой
картине и роль картины в их утверждении.
Работа над сюжетной композицией. Композиция как целостность в организации
художественных выразительных средств и взаимосвязи всех компонентов произведения.
Исторический жанр в изобразительном искусстве.
Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в
жизни общества.
Жанровые разновидности исторической картины в зависимости от сюжета:
мифологическая картина, картина на библейские темы, батальная картина и другие.
Историческая картина в русском искусстве XIX в. и её особое место в развитии
отечественной культуры.
Картина К. Брюллова «Последний день Помпеи», исторические картины в
творчестве В. Сурикова и других. Исторический образ России в картинах ХХ в.
Работа над сюжетной композицией. Этапы длительного периода работы художника
над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала и работа над этюдами,
уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом.
Разработка эскизов композиции на историческую тему с опорой на собранный
материал по задуманному сюжету.
Библейские темы в изобразительном искусстве.
Исторические картины на библейские темы: место и значение сюжетов Священной
истории в европейской культуре.
Вечные темы и их нравственное и духовно-ценностное выражение как «духовная
ось», соединяющая жизненные позиции разных поколений.
Произведения на библейские темы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, в
скульптуре «Пьета» Микеланджело и других. Библейские темы в отечественных картинах
XIX в. (А. Иванов. «Явление Христа народу», И. Крамской. «Христос в пустыне», Н. Ге.

«Тайная вечеря», В. Поленов. «Христос и грешница»). Иконопись как великое проявление
русской культуры. Язык изображения в иконе – его религиозный и символический смысл.
Великие русские иконописцы: духовный свет икон Андрея Рублёва, Феофана Грека,
Дионисия.
Работа над эскизом сюжетной композиции.
Роль и значение изобразительного искусства в жизни людей: образ мира в
изобразительном искусстве.
Вариативный модуль. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах
искусства и художественная фотография»
Синтетические – пространственно-временные виды искусства. Роль изображения в
синтетических искусствах в соединении со словом, музыкой, движением.
Значение развития технологий в становлении новых видов искусства.
Мультимедиа
и
объединение
множества
воспринимаемых
человеком
информационных средств на экране цифрового искусства.
Художник и искусство театра.
Рождение театра в древнейших обрядах. История развития искусства театра.
Жанровое многообразие театральных представлений, шоу, праздников и их
визуальный облик.
Роль художника и виды профессиональной деятельности художника в современном
театре.
Сценография и создание сценического образа. Сотворчество художникапостановщика с драматургом, режиссёром и актёрами.
Роль освещения в визуальном облике театрального действия. Бутафорские,
пошивочные, декорационные и иные цеха в театре.
Сценический костюм, грим и маска. Стилистическое единство в решении образа
спектакля. Выражение в костюме характера персонажа.
Творчество художников-постановщиков в истории отечественного искусства (К.
Коровин, И. Билибин, А. Головин и других художников-постановщиков). Школьный
спектакль и работа художника по его подготовке.
Художник в театре кукол и его ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в
процессе создания образа персонажа.
Условность и метафора в театральной постановке как образная и авторская
интерпретация реальности.
Художественная фотография.
Рождение фотографии как технологическая революция запечатления реальности.
Искусство и технология. История фотографии: от дагеротипа до компьютерных
технологий.
Современные возможности художественной обработки цифровой фотографии.
Картина мира и «Родиноведение» в фотографиях С.М. Прокудина-Горского.
Сохранённая история и роль его фотографий в современной отечественной культуре.
Фотография – искусство светописи. Роль света в выявлении формы и фактуры
предмета. Примеры художественной фотографии в творчестве профессиональных
мастеров.
Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм.

Умения наблюдать и выявлять выразительность и красоту окружающей жизни с
помощью фотографии.
Фотопейзаж в творчестве профессиональных фотографов.
Образные возможности чёрно-белой и цветной фотографии.
Роль тональных контрастов и роль цвета в эмоционально-образном восприятии
пейзажа.
Роль освещения в портретном образе. Фотография постановочная и документальная.
Фотопортрет в истории профессиональной фотографии и его связь с направлениями
в изобразительном искусстве.
Портрет в фотографии, его общее и особенное по сравнению с живописным и
графическим портретом. Опыт выполнения портретных фотографий.
Фоторепортаж. Образ события в кадре. Репортажный снимок – свидетельство
истории и его значение в сохранении памяти о событии.
Фоторепортаж – дневник истории. Значение работы военных фотографов.
Спортивные фотографии. Образ современности в репортажных фотографиях.
«Работать для жизни…» – фотографии Александра Родченко, их значение и влияние
на стиль эпохи.
Возможности компьютерной обработки фотографий, задачи преобразования
фотографий и границы достоверности.
Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных
компьютерных программ.
Художественная фотография как авторское видение мира, как образ времени и
влияние фотообраза на жизнь людей.
Изображение и искусство кино.
Ожившее изображение. История кино и его эволюция как искусства.
Синтетическая природа пространственно-временного искусства кино и состав
творческого коллектива. Сценарист – режиссёр – художник – оператор в работе над
фильмом. Сложносоставной язык кино.
Монтаж композиционно построенных кадров – основа языка киноискусства.
Художник-постановщик и его команда художников в работе по созданию фильма.
Эскизы мест действия, образы и костюмы персонажей, раскадровка, чертежи и
воплощение в материале. Пространство и предметы, историческая конкретность и
художественный образ – видеоряд художественного игрового фильма.
Создание видеоролика – от замысла до съёмки. Разные жанры – разные задачи в
работе над видеороликом. Этапы создания видеоролика.
Искусство анимации и художник-мультипликатор. Рисованные, кукольные
мультфильмы и цифровая анимация. Уолт Дисней и его студия. Особое лицо
отечественной мультипликации, её знаменитые создатели.
Использование электронно-цифровых технологий в современном игровом
кинематографе.
Компьютерная анимация на занятиях в школе. Техническое оборудование и его
возможности для создания анимации. Коллективный характер деятельности по созданию
анимационного фильма. Выбор технологии: пластилиновые мультфильмы, бумажная
перекладка, сыпучая анимация.
Этапы создания анимационного фильма. Требования и критерии художественности.
Изобразительное искусство на телевидении.

Телевидение – экранное искусство: средство массовой информации,
художественного и научного просвещения, развлечения и организации досуга.
Искусство и технология. Создатель телевидения – русский инженер Владимир
Козьмич Зворыкин.
Роль телевидения в превращении мира в единое информационное пространство.
Картина мира, создаваемая телевидением. Прямой эфир и его значение.
Деятельность художника на телевидении: художники по свету, костюму, гриму,
сценографический дизайн и компьютерная графика.
Школьное телевидение и студия мультимедиа. Построение видеоряда и
художественного оформления.
Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни.
Роль искусства в жизни общества и его влияние на жизнь каждого человека.

ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
ПО
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС общего
образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской
идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовнонравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к
познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство
рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках
изобразительного искусства происходит изучение художественной культуры и мировой
истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный
предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты
различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а
также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной
совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства
личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого

составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей – формированию отношения к миру,
жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному
условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной
к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии
со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях
искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального
жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к
определённым заданиям программы.

8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной
организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование
позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие пространственные представления
и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных действий:
 сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
 характеризовать форму предмета, конструкции;
 выявлять положение предметной формы в пространстве;
 обобщать форму составной конструкции;
 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного
образа;
 структурировать предметно-пространственные явления;
 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой;
 абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной
композиции.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
 классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по
назначению в жизни людей;
 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
 вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме;
 самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам
наблюдения или исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией
как часть универсальных познавательных учебных действий:
 использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для
поиска и отбора информации на основе образовательных задач и заданных
критериев;
 использовать электронные образовательные ресурсы;
 уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;



выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и
схемах;
 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в
различных видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах,
схемах, электронных презентациях.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:








понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор
– зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения,
выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои позиции в оценке и
понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать
конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель
совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего результата.

Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения
учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные
действия, развивать мотивы и интересы своей учебной деятельности;
 планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм
действий, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных, познавательных, художественно-творческих задач;
 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата;



владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе
соответствующих целям критериев.
У обучающегося будут сформированы следующие умения эмоционального
интеллекта как часть универсальных регулятивных учебных действий:
 развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия
искусства и собственной художественной деятельности;
 развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
 признавать своё и чужое право на ошибку;
 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и
межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты
по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
характеризовать различия между пространственными и временными видами
искусства и их значение в жизни людей;
объяснять причины деления пространственных искусств на виды;
знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в
жизни людей.
Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
различать и характеризовать традиционные художественные материалы для
графики, живописи, скульптуры;
осознавать значение материала в создании художественного образа, уметь различать
и объяснять роль художественного материала в произведениях искусства;
иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости,
фломастерами, углём, пастелью и мелками, акварелью, гуашью, лепкой из пластилина, а
также использовать возможности применять другие доступные художественные
материалы;
иметь представление о различных художественных техниках в использовании
художественных материалов;
понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
иметь опыт учебного рисунка – светотеневого изображения объёмных форм;
знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические
тела на двухмерной плоскости;
знать понятия графической грамоты изображения предмета «освещённая часть»,
«блик», «полутень», «собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в
практике рисунка;

понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их
визуального анализа;
обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации
плоскостных и объёмных форм, умением соотносить между собой пропорции частей
внутри целого;
иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную
задачу или как самостоятельное творческое действие;
знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета,
дополнительные цвета – и значение этих знаний для искусства живописи;
определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой
контраст» и иметь навыки практической работы гуашью и акварелью;
иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о
пластической выразительности скульптуры, соотношении пропорций в изображении
предметов или животных.
Жанры изобразительного искусства:
объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
произведения искусства.
Натюрморт:
характеризовать изображение предметного мира в различные эпохи истории
человечества и приводить примеры натюрморта в европейской живописи Нового времени;
рассказывать о натюрморте в истории русского искусства и роли натюрморта в
отечественном искусстве ХХ в., опираясь на конкретные произведения отечественных
художников;
знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения
объёмного предмета в двухмерном пространстве листа;
знать об освещении как средстве выявления объёма предмета, иметь опыт
построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на
листе, выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств
выразительности;
иметь опыт создания графического натюрморта;
иметь опыт создания натюрморта средствами живописи.
Портрет:
иметь представление об истории портретного изображения человека в разные эпохи
как последовательности изменений представления о человеке;
уметь сравнивать содержание портретного образа в искусстве Древнего Рима, эпохи
Возрождения и Нового времени;
понимать, что в художественном портрете присутствует также выражение идеалов
эпохи и авторская позиция художника;
узнавать произведения и называть имена нескольких великих портретистов
европейского искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Рембрандт и
других портретистов);
уметь рассказывать историю портрета в русском изобразительном искусстве,
называть имена великих художников-портретистов (В. Боровиковский, А. Венецианов, О.

Кипренский, В. Тропинин, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Суриков, В. Серов и
другие авторы);
знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека,
пропорции лица, соотношение лицевой и черепной частей головы;
иметь представление о способах объёмного изображения головы человека, создавать
зарисовки объёмной конструкции головы, понимать термин «ракурс» и определять его на
практике;
иметь представление о скульптурном портрете в истории искусства, о выражении
характера человека и образа эпохи в скульптурном портрете;
иметь начальный опыт лепки головы человека;
иметь опыт графического портретного изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
иметь представление о графических портретах мастеров разных эпох, о
разнообразии графических средств в изображении образа человека;
уметь характеризовать роль освещения как выразительного средства при создании
художественного образа;
иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании
портретного образа как средства выражения настроения, характера, индивидуальности
героя портрета;
иметь представление о жанре портрета в искусстве ХХ в. – западном и
отечественном.
Пейзаж:
иметь представление и уметь сравнивать изображение пространства в эпоху
Древнего мира, в Средневековом искусстве и в эпоху Возрождения;
знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
уметь определять содержание понятий: линия горизонта, точка схода, низкий и
высокий горизонт, перспективные сокращения, центральная и угловая перспектива;
знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;
характеризовать особенности изображения разных состояний природы в
романтическом пейзаже и пейзаже творчества импрессионистов и постимпрессионистов;
иметь представление о морских пейзажах И. Айвазовского;
иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической
изменчивости состояний природы;
знать и уметь рассказывать историю пейзажа в русской живописи, характеризуя
особенности понимания пейзажа в творчестве А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана и
художников ХХ в. (по выбору);
уметь объяснять, как в пейзажной живописи развивался образ отечественной
природы и каково его значение в развитии чувства Родины;
иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний
природы;
иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и
представлению;
иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к
окружающему миру и его художественно-поэтическому видению;
иметь опыт изображения городского пейзажа – по памяти или представлению;

иметь навыки восприятия образности городского пространства как выражения
самобытного лица культуры и истории народа;
понимать и объяснять роль культурного наследия в городском пространстве, задачи
его охраны и сохранения.
Бытовой жанр:
характеризовать роль изобразительного искусства в формировании представлений о
жизни людей разных эпох и народов;
уметь объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»,
«монументальная живопись», перечислять основные жанры тематической картины;
различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине, выявлять образ
нравственных и ценностных смыслов в жанровой картине;
иметь представление о композиции как целостности в организации художественных
выразительных средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
уметь объяснять значение художественного изображения бытовой жизни людей в
понимании истории человечества и современной жизни;
осознавать многообразие форм организации бытовой жизни и одновременно
единство мира людей;
иметь представление об изображении труда и повседневных занятий человека в
искусстве разных эпох и народов, различать произведения разных культур по их
стилистическим признакам и изобразительным традициям (Древний Египет, Китай,
античный мир и другие);
иметь опыт изображения бытовой жизни разных народов в контексте традиций их
искусства;
характеризовать понятие «бытовой жанр» и уметь приводить несколько примеров
произведений европейского и отечественного искусства;
иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни,
обучаясь художественной наблюдательности и образному видению окружающей
действительности.
Исторический жанр:
характеризовать исторический жанр в истории искусства и объяснять его значение
для жизни общества, уметь объяснить, почему историческая картина считалась самым
высоким жанром произведений изобразительного искусства;
знать авторов, узнавать и уметь объяснять содержание таких картин, как
«Последний день Помпеи» К. Брюллова, «Боярыня Морозова» и другие картины В.
Сурикова, «Бурлаки на Волге» И. Репина;
иметь представление о развитии исторического жанра в творчестве отечественных
художников ХХ в.;
уметь объяснять, почему произведения на библейские, мифологические темы,
сюжеты об античных героях принято относить к историческому жанру;
узнавать и называть авторов таких произведений, как «Давид» Микеланджело,
«Весна» С. Боттичелли;
знать характеристики основных этапов работы художника над тематической
картиной: периода эскизов, периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения
эскизов, этапов работы над основным холстом;
иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему
(художественный проект): сбор материала, работа над эскизами, работа над композицией.

Библейские темы в изобразительном искусстве:
знать о значении библейских сюжетов в истории культуры и узнавать сюжеты
Священной истории в произведениях искусства;
объяснять значение великих – вечных тем в искусстве на основе сюжетов Библии
как «духовную ось», соединяющую жизненные позиции разных поколений;
знать, объяснять содержание, узнавать произведения великих европейских
художников на библейские темы, такие как «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная
вечеря» Леонардо да Винчи, «Возвращение блудного сына» и «Святое семейство»
Рембрандта и другие произведения, в скульптуре «Пьета» Микеланджело и других
скульптурах;
знать о картинах на библейские темы в истории русского искусства;
уметь рассказывать о содержании знаменитых русских картин на библейские темы,
таких как «Явление Христа народу» А. Иванова, «Христос в пустыне» И. Крамского,
«Тайная вечеря» Н. Ге, «Христос и грешница» В. Поленова и других картин;
иметь представление о смысловом различии между иконой и картиной на
библейские темы;
иметь знания о русской иконописи, о великих русских иконописцах: Андрее
Рублёве, Феофане Греке, Дионисии;
воспринимать искусство древнерусской иконописи как уникальное и высокое
достижение отечественной культуры;
объяснять творческий и деятельный характер восприятия произведений искусства на
основе художественной культуры зрителя;
рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни
общества, в жизни человека.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
знать о синтетической природе – коллективности творческого процесса в
синтетических искусствах, синтезирующих выразительные средства разных видов
художественного творчества;
понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
иметь представление о влиянии развития технологий на появление новых видов
художественного творчества и их развитии параллельно с традиционными видами
искусства.
Художник и искусство театра:
иметь представление об истории развития театра и жанровом многообразии
театральных представлений;
знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в
современном театре;
иметь представление о сценографии и символическом характере сценического
образа;
понимать различие между бытовым костюмом в жизни и сценическим костюмом
театрального персонажа, воплощающим характер героя и его эпоху в единстве всего
стилистического образа спектакля;

иметь представление о творчестве наиболее известных художников-постановщиков
в истории отечественного искусства (эскизы костюмов и декораций в творчестве К.
Коровина, И. Билибина, А. Головина и других художников);
иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной
пьесе, иметь применять полученные знания при постановке школьного спектакля;
объяснять ведущую роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и
актёра в процессе создания образа персонажа;
иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых
предметов;
понимать необходимость зрительских знаний и умений – обладания зрительской
культурой для восприятия произведений художественного творчества и понимания их
значения в интерпретации явлений жизни.
Художественная фотография:
иметь представление о рождении и истории фотографии, о соотношении прогресса
технологий и развитии искусства запечатления реальности в зримых образах;
уметь объяснять понятия «длительность экспозиции», «выдержка», «диафрагма»;
иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью
компьютерных графических редакторов;
уметь объяснять значение фотографий «Родиноведения» С.М. Прокудина-Горского
для современных представлений об истории жизни в нашей стране;
различать и характеризовать различные жанры художественной фотографии;
объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии;
понимать, как в художественной фотографии проявляются средства
выразительности изобразительного искусства, и стремиться к их применению в своей
практике фотографирования;
иметь опыт наблюдения и художественно-эстетического анализа художественных
фотографий известных профессиональных мастеров фотографии;
иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях к композиции
кадра при самостоятельном фотографировании окружающей жизни;
развивать опыт художественного наблюдения жизни, проявлять познавательный
интерес и внимание к окружающему миру, к людям;
уметь объяснять разницу в содержании искусства живописной картины,
графического рисунка и фотоснимка, возможности их одновременного существования и
актуальности в современной художественной культуре;
понимать значение репортажного жанра, роли журналистов-фотографов в истории
ХХ в. и современном мире;
иметь представление о фототворчестве А. Родченко, о том,как его фотографии
выражают образ эпохи, его авторскую позицию, и о влиянии его фотографий на стиль
эпохи;
иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий.
Изображение и искусство кино:
иметь представление об этапах в истории кино и его эволюции как искусства;
уметь объяснять, почему экранное время и всё изображаемое в фильме, являясь
условностью, формирует у людей восприятие реального мира;
иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно
построенных кадров;

знать и объяснять, в чём состоит работа художника-постановщика и специалистов
его команды художников в период подготовки и съёмки игрового фильма;
объяснять роль видео в современной бытовой культуре;
иметь опыт создания видеоролика, осваивать основные этапы создания видеоролика
и планировать свою работу по созданию видеоролика;
понимать различие задач при создании видеороликов разных жанров:
видеорепортажа, игрового короткометражного фильма, социальной рекламы,
анимационного фильма, музыкального клипа, документального фильма;
иметь начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе
соответствующих компьютерных программ;
иметь навык критического осмысления качества снятых роликов;
иметь знания по истории мультипликации и уметь приводить примеры
использования электронно-цифровых технологий в современном игровом кинематографе;
иметь опыт анализа художественного образа и средств его достижения в лучших
отечественных мультфильмах; осознавать многообразие подходов, поэзию и уникальность
художественных образов отечественной мультипликации;
осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в
соответствующей компьютерной программе;
иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию
анимационного фильма.
Изобразительное искусство на телевидении:
объяснять особую роль и функции телевидения в жизни общества как экранного
искусства и средства массовой информации, художественного и научного просвещения,
развлечения и организации досуга;
знать о создателе телевидения – русском инженере Владимире Зворыкине;
осознавать роль телевидения в превращении мира в единое информационное
пространство;
иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника
на телевидении;
применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и
студии мультимедиа;
понимать образовательные задачи зрительской культуры и необходимость
зрительских умений;
осознавать значение художественной культуры для личностного духовнонравственного развития и самореализации, определять место и роль художественной
деятельности в своей жизни и в жизни общества.

6 класс

№ Дата
п/п проведения

1

2

Тема урока
Пространственные искусства. Художественные материалы:
выполняем пробы различных живописных и графических материалов
и инструментов
Рисунок — основа изобразительного творчества: зарисовки с натуры
осенних трав, ягод, листьев; зарисовки письменных
принадлежностей. Линия и ее выразительные возможности. Ритм
линий: изображаем в графике разное настроение, или травы на ветру

3

Пятно как средство выражения. Ритм пятен: рисуем природу

4

Цвет. Основы цветоведения: рисуем волшебный мир цветной страны

5

Цвет в произведениях живописи: создаем по воображению букет
золотой осени на цветном фоне, передающего радостное настроение

6

Объемные изображения в скульптуре: создаем образ животного

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Основы языка изображения: определяем роль изобразительного
искусства в своей жизни и обобщаем материал, изученный ранее
Изображение предметного мира: создаем натюрморт в технике
аппликация
Многообразие форм окружающего мира: рисуем сосуды, животных,
человека из разных геометрических фигур
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива: рисуем
конус, призму, цилиндр, пирамиду
Свет и тень: рисуем распределение света и тени на геометрических
формах; драматический натюрморт
Натюрморт в графике: выполняем натюрморт в технике «эстампа»,
углем или тушью
Цвет в натюрморте: выполняем натюрморт в технике монотипии
Образ человека – главная тема в искусстве: собираем информацию о
портрете в русском искусстве
Основные пропорции головы человека: создаем портрет в технике
аппликации
Изображение головы человека в пространстве: выполняем
фотографии головы человека в разных ракурсах
Портрет в скульптуре: выполняем портрет литературного героя из
пластилина
Графический портретный рисунок: выполняем портретные зарисовки
и автопортрет

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Сатирические образы человека: создаем дружеский шарж или
сатирический рисунок литературного героя
Образные возможности освещения в портрете: создаем в три цвета
портреты человека - по свету и против света
Роль цвета в портрете: создаем портрет в цвете
Великие портретисты прошлого: выполняем исследовательский
проект
Портрет в изобразительном искусстве ХХ века: выполняем
исследовательский проект
Жанры в изобразительном искусстве: выполняем исследовательский
проект «Мой любимый художник»
Жанры в изобразительном искусстве: выполняем исследовательский
проект «Мой любимый художник»
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива: создаем
пейзаж
Пейзаж – большой мир: создаем контрастные романтические пейзажи
«Дорога в большой мир» и «Путь реки»
Пейзаж настроения: рисуем пейзаж с передачей утреннего или
вечернего состояния природы
Пейзаж в русской живописи: рисуем пейзаж-настроение по
произведениям русских поэтов о красоте природы
Пейзаж в графике: выполняем композицию на тему: «Весенний
пейзаж» в технике граттажа или монотипии
Городской пейзаж: выполняем аппликации с графическими
дорисовками «Наш город», «Улица моего детства»
Поэзия повседневности: создаем графическую композицию
«Повседневный быт людей» по мотивам персидской миниатюры или
египетского фриза
Историческая картина: создаем композицию исторического жанра
(сюжеты из истории России)
Библейские темы в изобразительном искусстве: собираем материал
для композиции на тему: «Библейский сюжет»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».