Учебный план (адаптированный) 23-24

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ с.Кадгарон
______________Цаликова Р.Х..
«31» августа 2023г

Учебный план
МБОУ СОШ с.Кадгарон
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) вариант 1,
на 2023-2024 учебный год (извлечение из АООП ООО
обучающихся с УО, ФГОС)

2023

Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ с.Кадгарон
(далее — Учебный план) для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план для ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составлен в соответствии с
требованиями нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 г. №ВК-1788/07 «Об организации
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
• Приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность" (с
изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766)
(далее — Федеральный перечень учебников);
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
• Письмо Минпросвещения России от 27.08.2018 «Об обеспечении учебными
изданиями обучающихся с ОВЗ».
• Письмо
Министерства
просвещения
и
науки
РФ
от 20.02. 2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с
ОВЗ и инвалидностью».
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
2

обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
№ Обязательные предметные Основные задачи реализации содержания
п/п
области
1

учебного плана
Язык и речевая практика

Русский язык Формирование первоначальных
навыков чтения и письма при овладении
грамотой.
Формирование
элементарных
представлений о русском (родном) языке как
средстве общения и источнике получения
знаний.
Использование
письменной
коммуникации
для
решения
практикоориентированных задач.
Чтение (Литературное чтение) Осознание
значения чтения для решения социально
значимых задач, развития познавательных
интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных
этическихпредставлений,
понятий, чувства долга
и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие
техники
чтения,
осознанного
чтения
доступных по
содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков при
чтении литературных произведений.
Речевая практика Расширение
представлений об окружающейдействительности.
Обогащение лексической и
Грамматико синтаксической сторон речи.
Развитие навыков связной устной речи.
Развитие навыков устной коммуникации и их
применение в различных ситуациях общения.
Ознакомление
со
средствами
устной
выразительности,
овладение
нормами
речевого этикета.

3

2

Математика

3

Естествознание

Математика Овладение началами математики
(понятием числа, вычислениями, решением
арифметических задач и другими). Овладение
способностью пользоваться математическими
знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и
использовать меры измерения пространства,
времени, температуры в различных видах
практической деятельности). Развитие
способности
использовать
некоторые
математические
знания
в
жизни.
Формирование начальных представлений о
компьютерной грамотности.
Информатика Представление о персональном
компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
выполнение
элементарных
действий
с
компьютером и другими средствами ИКТ,
используя безопасные для органов зрения,
нервной системы, опорно-двигательного
аппарата
эргономичные
приемы
работы;
выполнение
компенсирующих
физических
упражнений (минизарядка); пользование
компьютером для решения доступных учебных
задач с простыми информационными
объектами (текстами, рисунками и др.)
Мир природы и человека Формирование
представлений об окружающем мире: живой и
неживой природе, человеке, месте человека в
природе, взаимосвязях человека и общества с
природой.
Развитие
способности
к
использованию знаний о живой и неживой
природе и сформированных представлений о
мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных
природных
и
климатических
условиях.
Природоведение
Формирование
элементарных знаний о живой и неживой
природе и взаимосвязях, существующих между
ними. Применение полученных знаний в
повседневной жизни. Развитие активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром
4

живой и неживой природы.
Биология Формирование
элементарных
научных представлений о компонентах живой
природы: строении и жизни растений,
животных, организма человека и его здоровье.
Практическое применение
биологических
знаний: усвоение приемов
выращивания и
ухода за некоторыми (например, комнатными)
растениями и домашними животными, ухода за
своим организмом;
использование
полученных знаний для решения бытовых,
медицинских и экологических проблем.

География Усвоение элементарных знаний по
физической и экономической географии России.
Формирование
элементарных
представлений о географии материков и океанов.
Расширение
географических
представлений о родном крае.
4

Человек и общество

Основы социальной жизни Развитие навыков
самообслуживания, самостоятельного ведения
домашнего
хозяйства,
ориентировки
в
ближайшем окружении и возможности более
широкой жизненной ориентации, обеспечения
безопасности жизнедеятельности.
Усвоение
морально-этических норм поведения, навыков
общения с людьми в разных жизненных
ситуациях. Понимание роли семьи и семейных
отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка,
сохранении и укреплении его соматического,
физического
и
психического
здоровья,
формировании правильного уклада семейных
отношений.

5

Мир истории Формирование первоначальных
временных
исторических
представлений.
Установление
простейших
взаимосвязей
между историческим временем и изменениями,
происходящими в предметном мире (мире
вещей); жизни отдельного человека и общества.
История
Отечества
Формирование
представлений
о
наиболее
значимых
исторических событиях в жизни нашей страны, о
традициях, трудовых и героических делах
народов, проживающих на территории нашей
Родины, о примерах служения своему Отечеству
в борьбе за свободу и независимость. Этика
Практическое освоение социальных ритуалов и
форм
продуктивного
социального
взаимодействия, в том числе трудового.
Обогащение практики понимания другого
человека (мыслей, чувств, намерений другого),
эмоционального сопереживания, морального
выбора в различных жизненных ситуациях.
Обществоведение
Формирование
первоначальных представлений о правах и
обязанностях гражданина; основных законах
нашей страны.
5

Искусство

Музыка
Формирование
и
развитие
элементарных
умений
и
навыков,
способствующих
адекватному
восприятию
музыкальных произведений и их исполнению.
Развитие интереса к музыкальному искусству;
формирование
простейших
эстетических
ориентиров.
Рисование Формирование умений и навыков
изобразительной деятельности, их применение
для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса:
умения отличать
"красивое" от "некрасивого"; понимание красоты
как
ценности;
воспитание
необходимости в художественном творчестве

6

6

Технология

Ручной труд Овладение элементарными
приемами ручного труда, общетрудовыми
умениями
и
навыками,
развитие
самостоятельности, положительной мотивации
к
трудовой
деятельности.
Получение
первоначальных представлений о значении
труда в жизни человека и общества, о мире
профессий и важности выбора доступной
профессии.
Профильный труд Формирование трудовых
умений, необходимых в разных жизненных
сферах. Формирование умения адекватно
применять доступные технологии и освоенные
трудовые
навыки
для
полноценной
коммуникации, социального и трудового
взаимодействия.
Приобретение
навыков
самостоятельной работы и работы
в
коллективе, воспитание чувства товарищества,
сотрудничества и взаимопомощи. Реализация
АООП
в
части
трудового
обучения
осуществляется исходя из региональных
условий, ориентированных на необходимость в
рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных
особенностей психофизического развития,
здоровья, возможностей, а также интересов
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья и их родителей
(законных представителей) на основе выбора
профиля труда, включающего в
себя
подготовку обучающегося к индивидуальной
трудовой деятельности. Совершенствование
трудовых умений по выбранному профилю
труда осуществляется в трудовой практике,
определение ее содержания и организация
осуществляется
самостоятельно
образовательной организацией с учетом
региональных условий и необходимости в
рабочих кадрах, а также в соответствии с
требованиями санитарных нормам и правил.

7

7

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная
физическая культура) Формирование установки
на сохранение
и
укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни; соблюдение индивидуального
режима питания и сна. Воспитание интереса к
физической культуре (адаптивной физической
культуре)
и
спорту,
формирование
необходимости в систематических занятиях
физической
культурой
(адаптивной
физической культурой) и доступных видах
спорта. Формирование и совершенствование
основных двигательных качеств: быстроты, силы,
ловкости и других. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием,
величиной физических нагрузок, адекватно их
дозировать. Овладение основами доступных
видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой,
лыжной подготовкой и другими) в соответствии с
возрастными и психофизическимиособенностями
обучающихся.
Коррекция
недостатков
познавательной сферы и
психомоторного
развития; развитие и совершенствование волевой
сферы. Воспитание нравственных качеств и
свойств личности.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
> формирование жизненных компетенций, обеспечивающих
овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
> формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
> формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.

8

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,обеспечивает реализацию особых(специфических)образовательных
потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также
индивидуальных потребностей каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, предусматривает:
• учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том
числе этнокультурные;
• увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
• введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для
факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных
предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп
и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Обязательным элементом структуры учебного плана является
"Коррекционно-развивающая область", реализующаяся через содержание
коррекционных курсов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана
представлено коррекционными занятиями (психо-коррекционными).
Привитие навыков участия в коллективной творческой деятельности. Коррекционный
курс"Психо-коррекционные занятия".
Основные задачи реализации содержания: Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему "Я", повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к
эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в
коллективе, формирование и развитие навыков социального поведения. Выбор
коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно
определяется организацией, исходя из психофизических особенностей, обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании
реализации ПМПК и ИПР инвалида. На реализацию коррекционно- развивающей

области отводится не более 6 часов в неделю от общего количества часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия - до 40 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательной деятельности. Всего на внеурочную
деятельность отводится 4 часа в неделю. Организация внеурочной деятельности
предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники
школы (учителя, педагог-психолог, педагоги дополнительного образования и др.),
также и медицинский работник.
Календарный учебный график
Продолжительность учебной недели- 5 дней. Пятидневная рабочая неделя
устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение
проходит в 1-ую смену.
Продолжительность учебного года в 3-9 классах — 34 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года до 30 календарных дней, летом
— не менее 8 недель.
В условиях приостановки учебных занятий по причине карантина возможен
переход на дистанционную форму обучения в указанный период.
Годовой календарный учебный график регламентируется следующими документами:
Приказами директора школы:
- О режиме работы школы на 2022/2023 учебный год;
- Об организации питания;
- Об организованном окончании четверти, полугодия, учебного года;
- О работе в праздничные и каникулярные дни.
Расписанием: уроков; занятий внеурочной деятельности .
Графиками дежурств: классных коллективов; педагогов; дежурных
администраторов.
Должностными обязанностями: дежурного администратора; дежурного учителя.
Сроки каникул:
- осенние каникулы с 28 октября 2023 года по 05 ноября 2023 года;
- зимние каникулы с 30декабря 2023 года по 08 января 2024 года;
- весенние каникулы с 18 марта 2023 года по 26 марта 2023 года.
Окончание учебного года, начало летних каникул определяются в соответствии с
годовым календарным графиком образовательного учреждения.
Начало занятий в 09: 00. Обучение осуществляется в одну смену.
Продолжительность учебного года:
10
- в 3 – 9 кассах – 34 учебные недели (170 учебных дней).

Продолжительность уроков 45 минут, перемен от 10 до 15 минут. В середине
учебного дня организуется динамическая пауза продолжительностью 40 минут.
Максимальное количество уроков в течение дня:
- для обучающихся 6-9-х классов - не более 6 уроков.
- Согласно СанПиН 2.4.3648-20 домашние задания даются с учѐтом возможности
их выполнения
Расписание звонков:
№ урока

Время

1

9.00-9.45

2
3

9.55-10.40
10.50-11.35

4

11.50-12.35

5

12.45 – 13.30

6

13.40 – 14.25

График работы администрации и специалистов
Дни недели
понедельник
вторник
среда
пятница
суббота

Администратор
Цаликова Р.Х. - директор
Тезиева Н.- Зам.директора по УВР
Тезиева Н.- Зам.директора по УВР
Аркаева Э.В..- Зам.директора по ВР
Аркаева Э.В..- Зам.директора по ВР

Часы приѐма
8.00ч - 16.00ч
8.00ч - 16.00ч
8.00ч - 16.00ч
8.00ч - 16.00ч
8.00ч - 16.00ч

Выбор учебников и учебных пособий, используемых при реализации
учебного плана.
Изучение учебных предметов Федерального компонента (обязательной части)
учебного плана организуется с использованием учебников, включенных в
Федеральный перечень, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от
20 мая 2020 г. № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность" (с изменениями, приказ Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г.
№ 766).
11

Письмо Министерство Образования и науки РФ от 31.01.2017 года № ОВ-83/7
«Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)
обучающихся с ОВЗ» определен механизм обеспечения учебниками учащихся с ОВЗ.
Обучающиеся данной группы обеспечены специальными учебниками и учебными
пособиями.

Организация внеурочной деятельности и дополнительного образования
обучающихся.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
(нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является
неотъемлемой частью образовательной деятельности. Всего на внеурочную
деятельность отводится 4 часа в неделю. В 6 классе 4ч профильного труда
осуществляется за счет внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность и дополнительное образование обучающихся
реализуется путѐм интегрирования урочной и внеурочной образовательной
деятельности.
Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации
основной общеобразовательной программы основного общего образования
устанавливается с учетом интересов обучающихся и возможностью школы. При
планировании внеурочной деятельности учитывается необходимость двигательной
активности в течение образовательной деятельности обучающихся.
Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями вариант 1):
I-IV классы
Предметные
области

Учебные предметы

Количество часов
в неделю
I
II III IV

Классы

Всего
I.Обязательная часть
1.Язык и речевая 1.1.Русский язык
практика
1.2.Чтение
1.3.Осетинский язык

4

5

3

4

17

4

4

3

4

16

1

1

2

2

6

4
1

5
2

1
4
1

5
1

19
5

1

1

1

1

4

1.4.Речевая практика

2. Математика
3. Естествознание

2.1.Математика
3.1.Мир
природы
человека

4. Искусство

4.1. Музыка

и

12

4.2. Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

5.Физическая
культура

5.1.Физическая культура

3

3

3

3

12

6. Технологии

6.1. Ручной труд

2

1

2

7

21

23

2
21
23

23

90

II.Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающее направление
2
2
2
2

8

Итого: максимально допустимая недельная
нагрузка обучающихся

Развитие психомоторных и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность
Нравственное направление
Социальное направление
Общекультурное направление
Спортивно-оздоровительное направление
Итого:
Всего:

2
4
1
1
1
1
6
27

2
4
1
1
1
1
6
29

2
4
1
1
1
1
6
29

2
4
1
1
1
1
6
29

8
16
4
4
4
4
24
112

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями вариант 1):
V-IX классы

Предметные
области

Учебные предметы
Количество часов в
Классы

I.Обязательная часть
1. Язык и
1.1. Русский язык
речевая
1.2. Чтение
практика
1.3. Осетинский язык и
литература
2. Математика
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3. Естествознание
3.2. Биология
3.3. География
4. Человек и
4.1. Мир истории

V

4
4

VI
3
3

VII VIII

IX

Всего

4
4

4
4

4
4

20
20
2

4
1
2
2
-

5
1
2
2
-

5
1
2
2
-

23
3
2
8
8
2

2

5

4

2
-

2
2
2

13

общество

4.2. Основы
2
2
2
2
2
социальной жизни
4.3. История
2
2
2
5. Искусство
5.1. Изобразительное
1
1
1
искусство
5.2. Музыка
1
6. Физическая
6.1. Физическая
3
3
3
3
3
культура
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд 6
6
7
8
8
Итого:
максимально
допустимая
недельная нагрузка обучающихся
28
30
32
33 33
II.Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коррекционно-развивающее направление

Развитие психомоторных и
процессов
Внеурочная деятельность

10
6
3
1
15
35
156

2

2

2

2

2

10

2

2

2

2

2

10

4

4

4

4

4

20

6

6

6

6

6

30

34

36

38

39

39

226

сенсорных

Итого:
Всего:

Недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями вариант 2):
Предметные
области

Учебные
предметы

1. Язык и
речевая
практика

1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1 Математические
2.
Математика
представления
3. Окружающий 3.1 Окружающий
мир
природный мир
3.2 Человек
3.3 Домоводство

4. Искусство

5. Физическая
культура
6. Технологии

V

Количество часов в неделю
VI VII VIII
IX
X
XI XII

I. Обязательная часть
2
2
2
2

2

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1
4

1
4

5

5

3.4. Окружающий
социальный мир

2

2

2

3

3

4.1 Музыка и движение

2

2

2

2

1

4.2
Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физкультура

2

2

2

16

15

-

14

5

5

5
30

3

3

4

2

2

2

22
16
6

1
3
-

6.1 Профильный труд
7. Коррекционно-развивающие занятия

Всего

1

3

3

2

2

2

2

3

2

3

3

3

24

4

5

5

5

7

30

2

2

2

2

2

15

14

Итого

19

22

24

25

25

26

26

26

193

17

II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений
1. Сенсорное развитие

3
3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

17

2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие

2

2

2

2

2

2

2

2

16

4. Альтернативная коммуникация

2

2

2

2

2

2

2

2

16

Итого

10

8

8

8

8

8

8

8

66

29

30

32

33

33

34

34

34

259

Максимально допустимая недельная
нагрузка (при 5-дн. учебной неделе)

Промежуточная аттестация.
Сроки и формы проведения промежуточной аттестации для учащихся с
легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями):

№ п/п
1
2
3
4

Предмет
Русский язык
Чтение
Математика
Трудовое обучение

Форма
Контрольная работа
Проверка техники чтения
Контрольная работа
Контрольная работа

Сроки
I четверть – с 17 по 21 октября 2022г.
II четверть – с 12 по 16 декабря 2022г.
III четверть – с 13 по 17 марта 2023г.
IV четверть (год) – с 15 по 19 мая 2023г.

План внеурочной деятельности
Направление

Название программы

Социальное
направление

Домоводство

Общекультурное
направление

Умелые ручки

Количество часов
3кл
6 кл
9кл
2/68
4/34

Веселые нотки

1/34

1/34

Акварель

1/34

1/34

Почитайка
ИТОГО

1/34

1/34
4/136

4/136 4/136

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».