Рабочая программа учебного предмета технология - 2 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, на основе
примерной программы по технологии и программы по технологии Роговцева Н.И.,
Анащенкова С.В.. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы»М.: «Просвещение,
2011 г. К учебнику Технология. Учебник. 2 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,
Добромыслова Н. В.М.: «Просвещение», 2012г.
Цели изучения технологии в начальной школе:


Овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.



Освоение продуктивной проектной деятельности.



Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.

Основные задачи курса:
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и
социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через
формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными
профессиями;
- формирование умения осуществлять личностный выбор способов деятельности,
реализовать их в практической деятельности, нести ответственность за результат своего
труда;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных
интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и
системой ценностей ребенка;
- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и
нестандартных ситуациях;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в
процессе реализации проекта;
- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене
различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе
обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления
любых изделий;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана
деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план
действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание

будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и
оценку;
- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к
пониманию обязательности оценки качества продукции, работе над изделием в формате и
логике проекта;
- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические
знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда,
использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других
школьных дисциплин;
- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью,
работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения
изделия инструменты;
- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила
работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях,
каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся
информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности
(выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей;
распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения
(договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного
способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения
положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил
взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными
группами.
Общая характеристика курса
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном
процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во
внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из
внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией
(П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения
универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение
системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций
учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и
социального опыта.
Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса
технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего
природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом
рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение
содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности.
Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе
работы с технологической картой.
Названные особенности программы отражены в ее структуре. Содержание основных
разделов - «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и
информация» - позволяет рассматривать деятельность человека с разных сторон. В
программе как особые элементы содержания обучения технологии представлены
технологическая карта и проектная деятельность. На основе технологической карты ученики
знакомятся со свойствами материалов, осваивают способы и приемы работы с
инструментами и знакомятся с технологическим процессом. В каждой теме реализован

принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному изготовлению
определенной «продукции», реализации конкретного проекта.
Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое
предусматривает:


знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения
при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;



овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами
работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;



первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при
работе;



знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира;



изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития
пространственного восприятия);



осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе
общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;



проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для
решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов
деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);



использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной
деятельности;



знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;



изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного
мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения
ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать
необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление
продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации
затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на
себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к
самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт
преобразовательной деятельности и творчества.
Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего
школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития
детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды
обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе
жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных
объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует
воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных
культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми в
процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного
искусства, математики, русского языка и литературного чтения.
При освоении содержания курса «Технология» актуализируются знания, полученные при
изучении окружающего мира. Это касается не только работы с природными материалами.
Природные формы лежат в основе идей изготовления многих конструкций и воплощаются в
готовых изделиях. Изучение технологии предусматривает знакомство с производствами, ни
одно из которых не обходится без природных ресурсов. Деятельность человека-созидателя
материальных ценностей и творца среды обитания в программе рассматривается в связи с
проблемами охраны природы - это способствует формированию экологической культуры

детей. Изучение этнокультурных традиций в деятельности человека также связано с
содержанием предмета «Окружающий мир».
В программе интегрируется и содержание курса «Изобразительное искусство»: в целях
гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности,
изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов
дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Программа предусматривает использование математических знаний: это и работа с
именованными числами, и выполнение вычислений, расчетов, построений при
конструировании и моделировании, и работа с геометрическими фигурами и телами, и
создание элементарных алгоритмов деятельности в проекте. Освоение правил работы и
преобразования информации также тесно связано с образовательной областью «Математика
и информатика».
В «Технологии» естественным путем интегрируется содержание образовательной области
«Филология» (русский язык и литературное чтение). Для понимания детьми реализуемых в
изделии технических образов рассматривается культурно-исторический справочный
материал, представленный в учебных текстах разного типа. Эти тексты анализируются,
обсуждаются; дети строят собственные суждения, обосновывают их, формулируют выводы.
Программа «Технология», интегрируя знания о человеке, природе и обществе, способствует
целостному восприятию ребенком мира во всем его многообразии и единстве. Практикоориентированная направленность содержания позволяет реализовать эти знания в
интеллектуально-практической деятельности младших школьников и создаѐт условия для
развития их инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы обеспечивает реальное включение в образовательный процесс
различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоциональноэстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создаѐт условия для
гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья
учащихся.
Место курса «Технология» в учебном плане:
На изучение технологии в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 34
часа
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и
материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного
художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя
частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает
прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение и приумножение еѐ
богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного
искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру,
самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и
социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через
сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей
человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребѐнка социальной и
образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных,
этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым
жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности
творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы
естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда
по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим
людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в
любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Результаты изучения курса:
Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные результаты:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России.
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые

величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии
с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
- Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора
профессии.
- Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека.
- Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной
обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
- Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной
среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных
художественно-конструкторских задач.

К концу 2 класса у обучающихся следующие знания и умения:


знать культурные и трудовые традиции своей семьи;



первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в
жизни человека и общества;



знать возможности использования природных богатств человеком;



познакомиться со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими
человеку в обработке сырья и создании предметного мира; осуществлять простейшую
классификацию рабочих машин;



собирать модели транспортных, транспортирующих и технологических машин по
образцу, технологическому рисунку, условиям.



рабочие машины; принцип действия и устройство простейших моделей транспортных,
транспортирующих и технологических машин; применение этих машин в народном
хозяйстве, профессии людей, обслуживающих эти машины.



знать законы природы, на которые опирается человек при работе;



основные виды работ по выращиванию растений: обработка почвы, посев (посадка),
уход за растениями (сбор урожая); отличительные признаки семян;



общее понятие о размножении растений черенками.



уметь самостоятельно ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, пользоваться
ими;



оформить (декорировать) папку достижений с использованием разных цветов;



наблюдать традиции и творчество мастеров ремесел и профессий;



сравнивать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для
рукотворной деятельности.



анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, прогнозировать
получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых
действий, находить и использовать оптимальные средства и способы работы;



находить необходимую информацию в учебнике и справочных материалах;



организовывать свою деятельность: подготавливать к работе свое место, рационально
размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности;



знать технологические свойства используемых инструментов (ножницы, канцелярский
нож, линейка, циркуль) и технику безопасности при работе с ними;



создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность
практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач;



осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы;



моделировать несложные изделия;



уметь применять знания, полученные в 1 классе;

начальные знания о профессиях и их особенностях, о важности правильного выбора
профессии; использовать эти знания в своей практической деятельности на уроке и вне
школы;


знать о профессиях прошлых лет и современных, о старинных промыслах и ремеслах,
об истории развития изучаемых производств;



уметь искать в разных источниках (для практической работы в проекте или при
изготовлении изделия) и перерабатывать информацию (анализировать,
классифицировать, систематизировать);



уметь планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий,



оценивать промежуточный и итоговый результат;



осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы;



уметь готовить сообщение на заданную тему;



знать о материалах и инструментах, используемых человеком в различных областях
деятельности, выполнять практические работы (изготовлять изделие по плану);



уметь осуществлять элементарное самообслуживание в школе и дома;



уметь работать с разнообразными материалами: бумагой и картоном, текстильными и
волокнистыми материалами, природными материалами, пластичными материалами,
пластмассами, металлами (знать о их свойствах, происхождении и использовании
человеком);



освоить доступные технологические приемы ручной обработки изучаемого материала:
разметка (с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет), выделение
из заготовки, формообразование, раскрой, сборка,

отделка;
уметь использовать приемы комбинирования различных материалов в одном изделии;


выполнять задания по заполнению технологической карты;



правильно и экономно расходовать материалы;



знать основные правила работы с инструментами (правила безопасной работы
ножницами, шилом и др.);



знать и выполнять правила техники

безопасности;


использовать приобретенные знания и умения для творческого решения инесложных
конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач;



владеть навыками работы с простейшей технической документацией, (распознавание
чертежей, их чтение, выполнение эскизов, разметка с опорой на них);



ориентироваться в элементарных экономических сведениях и проводить практические
расчеты;



понимать, что вся работа имеет цену;



выполнять практические работы с помощью, схем, рисунков, изображений изделий,
представленных в учебнике, анализировать устройство (выделять детали, определять
взаимоположение, соединения их виды и способы);



неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные
материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки,
тонкая веревочка) - знать, уметь применять на практике;



название, назначение и приемы работы измерительными инструментами (линейка,
угольник, циркуль); последовательность технологических операций: разметка,
резание, формообразование, сборка, оформление;



приемы построения прямоугольника с помощью измерительных инструментов; способ
контроля – линейкой, угольником, циркулем;



с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертѐж по линейке, угольнику,
выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10),
тонкой веревочки;



самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями
используемого материала и поддерживать порядок на нѐм вовремя работы, экономно
и рационально размечать несколько деталей;



изготавливать модели и конструкции изделий по образцу, рисунку, эскизу, чертежу,
плану, технологической карте;



работать с конструктором для детского творчества (определять количество, способы
соединения деталей);



с помощью рисунков подбирать детали и инструменты, необходимые для сборки из
тех, что есть в конструкторе;



развивать навыки проектной деятельности – учить думать, рассуждать вслух, спорить,
делиться своим жизненным опытом, продумывать идею проекта, разбираться в
предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать

цепочку своих практических действий;


анализировать готовое изделие; построение плана работы или использование плана,
предложенного в учебнике, непосредственное выполнение работы, ее презентация;



учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления
изделия и вариантах его использования;



работать в группе, оформлять композицию, осуществлять само и взаимоконтроль;



кондитерское искусство, виды пластичных материалов, применять технологию лепки
из соленого теста; уметь проводить сравнительную характеристику пластичных
материалов по предложенным критериям, основные термины и понятия:
тестопластика, пекарь, кондитер;



различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композицию с
использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по
задуманному плану;



составлять композицию на основе шаблонов, обмотанных нитками; различать виды
ниток; получить опыт подготовки и обмотки шаблонов;



получить опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения;
научиться оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с
занесением в дневник наблюдений);



овладеть навыком конструирования из бумаги; научиться заполнять технологическую
карту к поделке;



знать свойства, способы использования, виды пластилина;



народные промыслы - уметь различать произведения хохломских, дымковских и
городецких мастеров, виды изображений матрешек;



усвоить последовательность изготовления матрешки; уметь работать с шаблонами,
составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на
ткани, экономить используемый материал;



создавать коллективный проект; проводить презентацию проекта по заданной схеме;



использовать в аппликации различные виды круп — просо, гречка, семена ясеня и т.
д., создавать полуобъемную аппликацию, отрабатывать навыки работы клеем;



различать национальные костюмы разных народностей, знать принципы обработки
волокон натурального происхождения, освоить прием плетения в три нити, уметь
составлять композицию русской тематики;



освоить приемы работы с глиной, целой яичной скорлупой составлять композиции;



выполнять вышивку тамбурным швом, различать виды обработки ткани (основные
термины и понятия: шов, пяльцы, вышивка);



создавать изделия, используя шов «через край», пришивать пуговицу; понятия: виды
швов, нитки.



правила разметки ткани; прием разметки ткани с помощью шаблона;



работать с выкройками; развивать навыки кроя;



научиться создавать изделия приемом лепки из фольги, уметь работать по плану;



коллективно, с помощью учителя проводить конференции,

уметь выступать с презентацией своей папки достижений.


задавать заранее подготовленные вопросы (можно использовать учебник), оценивать
выступления своих товарищей, анализировать;



иметь представление о том, как строить монологическое высказывание;



владеть методами самоанализа, самоконтроля самооценки, взаимопомощи и
взаимовыручки;



приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и
информационной среды и умений применять их для выполнения учебнопознавательных и проектных художественно-конструкторских задач;



освоить элементарные приемы работы с компьютером (поиск и получение
информации, работа с готовыми ресурсами, создание небольших текстов в рамках
практических задач)- поиск информации в Интернете (для этого изучают правила
набора текста с клавиатуры и выполняют практическую работу «Ищем информацию в
Интернете», осваивая на элементарном уровне программу Microsoft Internet Explorer;

работать с разными источниками информации: сравнивать, анализировать, выбирать;
классифицировать, устанавливать связи, и т.д.

Требования к результатам универсальных учебных действий
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:


объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов,
иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;



уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;



понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей
ремесленных профессий.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:


определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,



учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в
ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);



учиться планировать практическую деятельность на уроке;



под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для
выявления оптимального решения проблемы (задачи);



учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и
способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе
продуктивных заданий в учебнике);



работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые
дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и
приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью
шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);



определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:


наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты
творчества мастеров родного края;



сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и
осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать
особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для
рукотворной деятельности материалы;



учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических
упражнений для открытия нового знания и умения;



находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях
и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный
материал);



с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративнохудожественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее
целесообразные способы решения задач из числа освоенных;



самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:


уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;



уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно
анализировать изделия;



вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;



учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.

Содержание учебного предмета, курса
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы
деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания
Трудовая деятельность и еѐ значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат
труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы
быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России). Особенности
тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов,
отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство,
эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии;
традиции и творчество мастера в создании предметной среды (общее представление).
Анализ задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование
трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и
инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и
других дидактических материалов), еѐ использование в организации работы. Контроль и
корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества,
выполнение социальных ролей (руководитель и подчинѐнный).
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и
воплощение). Культура проектной деятельности и оформление документации
(целеполагание, планирование, выполнение, рефлексия, презентация, оценка). Система
коллективных, групповых и индивидуальных проектов. Культура межличностных отношений в
совместной деятельности. Результат проектной деятельности — изделия, которые могут быть
использованы для оказания услуг, для организации праздников, для самообслуживания, для
использования в учебной деятельности и т. п. Выполнение доступных видов работ по
самообслуживанию, домашнему труду, оказание доступных видов помощи малышам,
взрослым и сверстникам.
Выполнение элементарных расчетов стоимости изготавливаемого изделия.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических,
механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и
их практическое применение в жизни.
Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и
замена материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам,
использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от
назначения изделия.
Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых
инструментов), выполнение приѐмов их рационального и безопасного использования.
Общее представление о технологическом процессе, технологической документации
(технологическая карта, чертеж и др.) анализ устройства и назначения изделия; выстраивание
последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена
материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей,
сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и
изменений. Называние, и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с
помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами,
канцелярским ножом), формообразование деталей (сгибание, складывание и др.), сборка
изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей
(окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Грамотное заполнение технологической карты.

Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных
народов России (растительный, геометрический и другой орнамент).
Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных
графических изображений: рисунок, простейший чертѐж, эскиз, развѐртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая,
центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой
на простейший чертѐж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, схеме.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление).
Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и
способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала,
конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку,
простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на
компьютере и в интерактивном конструкторе.
4. Практика работы на компьютере
Информация, еѐ отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации.
Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации.
Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее
представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование
простейших средств текстового редактора. Простейшие приѐмы поиска информации: по
ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приѐмов труда при работе на
компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми
образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СО).
Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок):
преобразование, создание, сохранение, удаление. Создание небольшого текста по
интересной детям тематике. Вывод текста на принтер. Использование рисунков из ресурса
компьютера, программ Word.
В результате изучения блока «Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание»
Выпускник научится:
-иметь представление о наиболее распространенных в своем регионе традиционных
народных промыслах и ремеслах, современных профессиях (в том числе профессиях своих
родителей) и описывать их особенности;
-понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия
обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и
руководствоваться ими в практической деятельности;
-планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
-выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.
Выпускник получит возможность научиться:
-уважительно относиться к труду людей;
-понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире,
в том числе традиций трудовых династий как своего региона, так и страны, и уважать
их;

-понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством
учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать
замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать
готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
В результате изучения блока «Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты».
Выпускник научится:
-на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах,
происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в
обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным
свойствам в соответствии с поставленной задачей;
-отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и
доступные технологические приемы их ручной обработки (при разметке деталей, их
выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
-применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
-выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с
простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать
их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объемные изделия по
простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Выпускник получит возможность научиться:
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
-прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать
художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративнохудожественной задачей.
В результате изучения блока «Конструирование и моделирование»
Выпускник научится
-анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное
расположение, виды соединения деталей;
-решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие
доступные и сходные по сложности задачи;
-изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или
эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Выпускник получит возможность научиться
-соотносить объемную конструкцию, основанную на правильных геометрических формах,
с изображениями их разверток;
-создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной
конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической
информации, воплощать этот образ в материале.
В результате изучения блока «Практика работы на компьютере»
Выпускник научится:
-соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для
воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения
доступных конструкторско-технологических задач;

-использовать простейшие приемы работы с готовыми электронными ресурсами:
активировать, читать информацию, выполнять задания;
-создавать небольшие тексты, иллюстрации к устному рассказу, используя редакторы текстов
и презентаций.
Выпускник получит возможность научиться:
-пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой
информацией в сети Интернет, а также познакомится с доступными способами ее
получения, хранения, переработки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».