Рабочая программа учебного предмета русский язык - 2 класс

Рабочая программа
по предмету, курсу
«Русский язык», 2 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 2 класса разработана на основе требований
ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития
и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими
программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной
«Русский язык» 2011г. в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе
знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как
показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных
целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех еѐ проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что
русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского
народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения,
явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное
эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному
использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем
общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о
нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в
целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их
мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом
социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты
обучения по другим школьным предметам.
Описание места предмета в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным
учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о
целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных
итогов образования произошѐл переход к пониманию обучения как процесса подготовки
обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно
решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому
переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и
государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения
основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы
начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности
человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе,
оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и
стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков
окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального
поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной,
отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов
познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия
еѐ самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности
открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно
их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
– формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности
проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других
людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и
воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе
формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает
высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития
обучающихся.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание
своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального
российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому
труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие
тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной
грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и
организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств еѐ осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и
познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по
родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования
различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своѐ мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и
сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений
действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский
язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и
основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических,
лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения,
выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при
составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры,
применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи
собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка:
фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об
основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические
категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Содержание изучаемого курса
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч)
Наша речь (4 ч)
Язык и речь, их значение в жизни. Речь – главный способ общения людей. Язык – средство
общения. Диалог и монолог. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание,
говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Текст (5 ч)
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединѐнных общей темой. Тема и
главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о
структуре текста и выражение еѐ в плане. Красная строка в тексте.
Предложение (12 ч)
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи.
Различение предложения, словосочетания, слова. Наблюдение над значением предложений,
различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений.
Логическое ударение. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и
стихотворных текстах. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему
интонационная окраска устного диалога. Главные и второстепенные члены предложения. Основа
предложения. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Способы определения
подлежащего и сказуемого в предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в
распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространѐнные и
нераспространѐнные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу.
Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному
подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, заданной теме и
их запись.
Слова, слова, слова…(22 ч)
Слово и его лексическое значение. Общее представление о лексическом значении слова.
Слово – общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные
и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы и антонимы. Наблюдение

над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор
нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника.
Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова как значимая часть слова. Формирование
умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов и форм слов.
Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдение над
единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной
произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная
роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением.
Совершенствование навыка определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать
ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов.
Работа с орфоэпическим словарѐм.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы (34 ч)
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение
звуков речи. Звуко-буквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об
алфавите. Упражнение не запоминание названий букв и порядка букв в алфавите. Формирование
умений располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях,
справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков? Их смыслоразличительная роль в слов. Соотношение гласных
звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Обозначение
гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного
и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания
гласной в безударном слоге корня. Введение правила. Упражнение в обосновании способов
проверки безударных гласных в корне слова, в правописании слов с безударными гласными,
проверяемыми ударением. Слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Упражнение в
написании слов с безударной гласной, проверяемой и не проверяемой ударением. Общее
представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарѐм.
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29ч)
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы,
обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й,] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы.
Произношение и написание слов с двойными согласными. Твѐрдые и мягкие согласные звуки,
способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с
мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими
буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами.
Правописание слов с сочетаниями жи –ши, ча –ща, чу – щу, чк – чн.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Разделительный мягкий знак, его роль в слове.
Правописание слов с разделительным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных
звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы
проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова.
Введение правила. Упражнение в написании слов с парным по глухости – звонкости согласным в
корне слова. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и
парных по глухости – звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова.
Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того
же слова.
Упражнения в правописании слов с изученными орфограммами.
Части речи (47 ч)
Слова - названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесѐнность к
определѐнной части речи.

Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени
существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн существительных
в речи. Одушевлѐнные и неодушевлѐнные имена существительные (общее представление),
упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее
представление). Заглавная буква в именах собственных. Правописание собственных имѐн
существительных. Число имѐн существительных. Изменение имѐн существительных по числам.
Употребление имѐн существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование
умения воспроизводить лексическое значение имѐн существительных, различать имена
существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и
противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имѐн существительных
с изученными орфограммами. Упражнения в распознавании имѐн существительных (их признаков),
в правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн существительных с изученными
орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые
отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам.
Правописание глаголов с частицей не. Упражнение в распознавании глаголов (их признаков), в
правильном употреблении их в речи и в правописании глаголов с изученными орфограммами.
Формирование умений воспроизводить лексическое значение глаголов, распознавать глаголы в
прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению. Текстповествование (общее представление). Наблюдение над ролью глаголов в тексте-повествовании.
Обучение составлению повествовательного текста.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени
прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имѐн прилагательных в
речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в
словосочетании. Единственное и множественное число имѐн прилагательных. Изменение имѐн
прилагательных по числам. Упражнение в распознавании имѐн прилагательных (их признаков), в
правильном употреблении их в речи, в правописании имѐн прилагательных с изученными
орфограммами. Формирование умения воспроизводить лексическое значение имѐн
прилагательных, распознавать имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена
прилагательные близкие и противоположные по значению. Текст – описание. Наблюдение над
ролью имѐн прилагательных в описательном тексте. Обучение составлению описательного текста.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях. Роль местоимений в
речи. Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи. Текст –
рассуждение (общее представление). Обучение составлению текста- рассуждения.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее
распространѐнных предлогов с именами существительными. Упражнение в распознавании
предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании
предлогов с именами существительными.
Повторение изученного за год (17 ч)
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в
слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы.
Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой,
звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берѐза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, жѐлтый,
завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин,
малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако,
одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар,
сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия,
февраль, шѐл, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по

группам в порядке усложнения их начертания: 1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г; 2) л,м,Л,М,я.Я,А; 3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч;
4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б; 5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях; 6) н,ю,Н,Ю,к,К; 7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф; 8)
Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное,
ритмичное письмо слов и предложений.

Примерное тематическое планирование

№

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Наша речь

4

2

Текст

5

3

Предложение

12

4

Слова,слова,слова…

22

5

Звуки и буквы

34

6

Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

29

7

Части речи

47

8

Повторение

17

Итого:

170 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».