Рабочая программа учебного предмета музыка - 2 класс

Рабочая программа по музыке разработана для учащихся 2 класса общеобразовательного
учреждения в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного
стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Е. Д. Критской, Г. П.
Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка», утвержденной МО РФ.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры
как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего
поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
 воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству,

художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к
Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе
постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;


воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;



развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе
активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой
музыкальной культуры прошлого и настоящего;



накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря,
первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового
исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в
различных видах музыкальной деятельности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом
постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства:
фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд),
современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является
введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры —
«от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры
других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей,
составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов
музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят
отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей,
предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций,
изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков.
Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе,
который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую
часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального
искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем
мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационновременную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что
занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от
достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б.
Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная
значимость и педагогическая целесообразность.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство
деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность,
опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в
программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.

Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов
развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и
того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.
В исполнительскую деятельность входят:


хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и
музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;



инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных



пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства
фиксации музыкальной речи.

Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях
(речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных
произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в
составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе
музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных
знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах,
музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение
образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа,
обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших
школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные
линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением
художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят
пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком
жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его
музыкально-педагогической деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане
Согласно) плану на изучение музыки во 2 классе начальной школы выделяется 34 часа (1 час в
неделю, 34 учебные недели).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для
культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной
взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта
эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкальнотворческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными
действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования,
обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственноэстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через
эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе
постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед
ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления,
развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог,
участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно
сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации
к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего
культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное
формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному,

коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет
«Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные
результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора,
шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви,
различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной
деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии
окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками
сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной
жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном
отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных
действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия,
исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных
образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и
творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкальноэстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей
и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере,
особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в
соответствии с задачами коммуникации;

– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о
музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления
аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных
сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы,
мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой
деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном
развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных
произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры
родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной
деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору,
музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационнообразный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкальнопластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Россия — Родина моя (3ч)
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня.
Мелодия. Аккомпанемент.
Музыкальный материал: «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина».
М. Мусоргский; «Гимн России». А. Александров, слова С. Михалкова; «Здравствуй, Родина моя».
Ю. Чичков, слова К. Ибряева; «Моя Россия». Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
День, полный событий (6ч)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. Детские пьесы П. Чайковского и
С. Прокофьева. Музыкальный инструмент — фортепиано.
Музыкальный материал: пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский; Пьесы из «Детской
музыки». С. Прокофьев; «Прогулка» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; «Начинаем
перепляс». С. Соснин, слова П. Синявского; «Сонная песенка». Р. Паулс, слова И. Ласманиса; «Спят
усталые игрушки». А. Островский, слова З. Петровой; «Ай-я, жу-жу», латышская народная песня;
«Колыбельная медведицы». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева.
«О России петь — что стремиться в храм» (7ч)
Колокольные звоны России. Святые земли Русской. Праздники православной церкви. Рождество
Христово. Молитва. Хорал.
Музыкальный материал: «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов».
М. Мусоргский; Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском»,
«Вставайте, люди русские». С. Прокофьев; Народные песнопения о Сергии Радонежском; «Утренняя
молитва», «В церкви». П. Чайковский; «Вечерняя песня». А. Тома, слова К. Ушинского; Народные

славянские песнопения; «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо»; «Рождественская песенка».
Слова и музыка П. Синявского.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (5ч)
Мотив, напев, наигрыш. Оркестр русских народных инструментов. Вариации в русской народной
музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы, встреча
весны. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Музыкальный материал: плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская», «Наигрыш».
А. Шнитке; Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли»;
«Ходит месяц над лугами». С. Прокофьев; «Камаринская». П. Чайковский; Прибаутки. В. Комраков,
слова народные; Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В музыкальном театре (4ч)
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Темыхарактеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Музыкальный материал: «Волк и семеро козлят» (фрагменты из детской оперы-сказки).
М. Коваль; «Золушка» (фрагменты из балета); «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам».
С. Прокофьев; «Марш» из балета «Щелкунчик». П. Чайковский; «Руслан и Людмила» (фрагменты из
оперы). М. Глинка; «Песня-спор» из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити».
Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В концертном зале (3ч)
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Развитие музыки.
Взаимодействие тем. Контраст. Тембры инструментов и групп инструментов симфонического
оркестра. Партитура.
Музыкальный материал: симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев; «Картинки с
выставки», пьесы из Фортепианной сюиты. М. Мусоргский; Симфония № 40, экспозиция 1-й части.
В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». В. А. Моцарт; Увертюра к опере «Руслан и
Людмила». М. Глинка; «Песня о картинах». Гр. Гладков, слова Ю. Энтина.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» (6ч)
Композитор — исполнитель — слушатель. Музыкальная речь и музыкальный язык.
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Международные конкурсы.
Музыкальный материал: «Волынка»; «Менуэт» из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»;
«Менуэт» из Сюиты № 2; «За рекою старый дом», русский текст Д. Тонского; токката (ре минор) для
органа, хорал, ария из Сюиты № 3. И. С. Бах; «Весенняя». В. А. Моцарт, слова Овербек, перевод
Т. Сикорской; «Колыбельная». Б. Флис — В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко; «Попутная»,
«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника; «Песня жаворонка». П. Чайковский; Концерт для
фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части). П. Чайковский; «Тройка», «Весна. Осень» из
Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; «Кавалерийская»,
«Клоуны», «Карусель». Д. Кабалевский; «Музыкант». Е. Зарицкая, слова В. Орлова; «Пусть всегда
будет солнце!». А. Островский, слова Л. Ошанина; «Большой хоровод». Б. Савельев, слова Лены
Жигалкиной и А. Хайта.

Критерии уровня музыкального развития учащихся:
— насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлеченность ею,
любовь к ней;
— умеют ли учащиеся размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и
определять образное содержание;
— умеют ли учащиеся применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по
отношению к музыке, звучащей вокруг них;
— каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и
эмоционально передавать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкальноритмических движениях содержание и характер исполняемых произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

К концу 2 класса учащиеся должны знать/понимать:


Жанры музыки (песня, танец, марш);



Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);



Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.

Уметь:


Выявлять жанровое начало музыки;



Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;



Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное
звуковедение;



Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом
интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении,
танцевально - ритмическом движении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».