Рабочая программа учебного предмета литература - 2 класс

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской
программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкий, Голованова М.В (Сборник рабочих программ «Школа
России». 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011 г.
Цели программы:


овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, совершенствование всех
видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов,
развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и приобретение
опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;



развитие художественно — творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения
к слову и умение понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы,
формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание
интереса и уважения к отечественной литературе и литературе народов многонациональной России и
стран.
Задачи программы:


развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;



учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;



формировать умение воссоздавать художественные образы;



формировать эстетическое отношение ребѐнка к жизни;



обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня
сложности:



обеспечивать развитие речи школьников;

создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении.

Общая характеристика предмета:

Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы,
определение последовательности событий. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи.
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному, правильному чтению целыми словами
вслух. Постепенное увеличение скорости чтения. Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению
про себя.
Отличать текст от набора предложений. Самостоятельное определение темы и главной мысли текста.
Умение работать с разными видами информации
Пересказ текста, развитие умения предвосхищать ход развития сюжета, последовательность событий.

Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов. Знакомство с творчеством А,С, Пушкина,
М,Ю, Лермонтова Л.Н.Толстого и других классиков детской литературы и зарубежной литературы,
доступной для детского восприятия. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе,
честности, юмористические произведения
Литературоведческая пропедевтика.

Нахождение в тексте с помощью учителя синонимов, антонимов, эпитетов и осмысление их значения.
Сравнение прозаической и стихотворной речи, жанровое разнообразие произведений: малые жанры
(колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки, сказки. Сказки о животных, бытовые,
волшебные, литературные(авторские). Рассказ, стихотворение, басня -общее представление о жанре.
Творческая деятельность учащихся
Чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами
работы с деформированным текстом, развитие умения различать состояние природы в различные
времена года, настроения людей, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Место учебного предмета в учебном плане.

Курс «Литературное чтение» во 2 классе рассчитан на 136 ч (4 часа в неделю, 34 учебные
недели)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач
не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными
произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе
полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное
воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями
своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих
национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие
техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя
произведения, ребѐнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром,
справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие
произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного
воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные
качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Планируемые результаты освоения предмета
Предметные
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности



осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к
чтению; пользоваться в читательской практике приѐмами вдумчивого чтения под руководством
учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); выборочного чтения в
соответствии с задачами чтения и под руководством учителя



читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при
чтении отражать настроение автора читаемого текста;



ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, еѐ элементах, опираться на них при
выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной;



просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации
(справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей
тетради по литературному чтению»;



осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа,
соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;



распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе
предложенного в учебнике алгоритма;



соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его
заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить

примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного
текста.

Учащиеся получат возможность научиться:


осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы,
осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и
впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о
праздниках с друзьями и товарищами по классу;



употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему.



читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своѐ отношение к
прочитанному, выделяя при чтении важные посмыслу слова, соблюдая паузы между
предложениями и частями текста;



понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом
испытывает, как это характеризует самого поэта;



рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные
понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты
разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм



пользоваться элементарными приѐмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).



осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли;
соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого
героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.



задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить
эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного
мнения;



делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный
под руководством учителя план;



находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней,
городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на
информационный аппарат книги, еѐ элементы; получать удовольствие от самостоятельного
чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах,
участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;



пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность



читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая
настроение автора;



пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под
руководством учителя;



составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений,
высказывая собственное отношение к прочитанному.

Учащиеся получат возможность научиться:



сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с
жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой.



пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика


различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную
ценность для русского народа;



находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из
текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному;
составлять таблицу различий.



использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы,
песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой
деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:



понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм.



определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять еѐ своими словами.



находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,
олицетворение).

Метапредметные

Регулятивные УУД
1. Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле с изучением материала урока в процессе его
изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями
темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно,
целыми словами, без искажений и пр.).
2. Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно
составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение
действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям,
предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно
выработанным критериям.
3. Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой
теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его
удовлетворѐнность/неудовлетворѐнность своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок,
разноцветных фишек и пр.), аргументировать своѐ позитивное отношение к своим успехам,
проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
4. Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенок и оценочных шкал, формулировать
их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных
установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во
внутренней речи.

Познавательные УУД
1. Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в
учебнике для передачи информации.
2. Пользоваться приѐмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научнопознавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного
слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приѐмов устного словесного рисования.
Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них
(лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную
сказку). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального
произведения, репродукцией картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего
смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника

(«Рабочей тетради»). Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока из 5-6 предложений.
3. Осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, басен И.А. Крылова
как часть русской национальной культуры.
4. Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание
текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научнопознавательный текст, басня, художественные ремѐсла и народные промыслы.
5. Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок,
составлении рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и
инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения
нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
6. Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого, фиксировать прочитанную информацию
в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.).

Коммуникативные УУД
1. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе,
задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по
предложенной теме.
2. Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного
высказывания.
3. Прислушиваться к партнѐру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и
идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность
диалога, использовать вежливые слова.
4. Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных
героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства
(вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
5. Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в
выработке путей еѐ достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной
деятельности.
6. Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения).
Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным
учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в
различных ситуациях.
7. Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения
конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры
использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описываемых
конфликтную ситуацию.
8. Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари,
справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет. Готовить небольшую презентацию (56 слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать
еѐ с опорой на слайды.
9. Содержание учебного предмета, курса
10.
№
Раздел

Вводный урок по курсу литературное чтение.
1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
Содержание учебника. Словарь.

2

Самое великое чудо на свете.
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека».

кол-во
часов

1

4

Старинные и современные книги. Сравнение книг.

3

Устное народное творчество.

15

Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки.
Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские
народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. Потешки и прибаутки
– малые жанры устного народного творчества. Считалки и небылицы.загадки. Сказки.
4
Люблю природу русскую.

8

Картины осеней природы. Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К.
Бальмонта,
А. Плещеева, А.Фета, А.Толстого и др.

5

Русские писатели.

14

А.С.Пушкин – великий русский писатель. Лирические стихотворения. Картины природы.
Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
И.А.Крылов. Басни. Л.Н. Толстой. Басни Л.Н.Толстого.

6

О братьях наших меньших.

12

Веселые стихи о животных. А.Шибаев, Б.Заходер, И.Пивоварова. Научно-популярные
тексты Н.Сладкова. Рассказы о животных М.Пришвина, Е.Чарушина, Б.Житкова, В.Бианки.

7

Из детских журналов.

9

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.
Проект «Мой любимый детский журнал»

8

Люблю природу русскую. Зима.

9

Зимние загадки. Лирические стихотворения. И.Бунин, К.Бальмонт, Я.Аким, Ф.Тютчев,
С.Есенин, С.Дрожжин. Русская народная сказка. Веселые стихи о зиме.

9

Писатели детям.

17

К.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и
лодыри». С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А.Л. Барто Стихи. Н.Н.Носов.
Юмористические рассказы.
10
10 Я и мои друзья.
Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов, Э. Мошковская, В. Лунин. Рассказы Н.Булгакова,
Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

11 Люблю природу русскую. Весна.

10 (1 час
из
резерва)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.бунина,
С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской. Проект «Газета – «День победы – 9 мая»
14

12 И в шутку и всерьез.
Веселые стихи Б. Заходера, Э.Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Веселые рассказы
для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского.
13 (1 час
из
резерва)

13 Литература зарубежных стран.
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе
С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Сравнение русских и зарубежных песенок. Ш.Перро
«Кот в сапогах», «Красная шапочка».
Г.Х Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой
любимый писатель-сказочник».
14 Резерв

0

Итого

136

11.
12.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».