Рабочая программа по учебному предмету окружающий мир - 3 класс

Пояснительная записка.
Программа разработана на основе нормативных документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»»
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577
«О внесении изменений
в
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
основного
общего
образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010г. №1897»
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012г.№413
«Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования (с изменениями от
29.06.2017г., приказ Министерства образования и науки РФ №613)
5. Основная образовательная программа начального общего образования
МБОУ СОШ с.Кадгарон
6. Учебный план МБОУ СОШ с.Кадгарон
7. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (от 28.12.2018г.)
8. Примерная программа начального общего образования по
окружающему миру.
9. Авторская программа Окружающий мир, Плешаков, А. А. [и др.].
(Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для
учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. М.:
Просвещение, 2014).
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нѐм
человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребѐнком личного опыта
общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем

самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование
у ребѐнка:
 уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к
региону, в котором проживают дети, к России, еѐ природе и культуре,
истории;
 понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
понимание своего места в нѐм;
 модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
 психологической
культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую
для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых
установок, углублѐнного личностного восприятия и эмоционального,
доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве.
Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно
зрелых, активных граждан, способных оценивать своѐ место в окружающем
мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и
мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе
начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и
культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для
формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей —
умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты,
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового
образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и
культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир»
играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в
духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор
культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с
отечественными традициями духовности и нравственности.
Общая характеристика курса
Программа
«Окружающий
мир»
создана
с
опорой
на
культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично

объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук.
Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства
мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции
окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек
— как часть природы, как создатель культуры и как еѐ продукт, т. е. тоже
природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма,
ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно
с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурнодолжного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность
создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального
знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные
ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно
ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие
между людьми в обществе и помогает им определить своѐ место в мире
природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и
изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

природа и культура, целое и часть, общее и
различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство
и время как важнейшие параметры бытия;

природосообразный ритм человеческой жизни как
основа физического и психического здоровья человека;

мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь
всего со всем.
Используемый в программе подход к структурированию учебного
материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех
обобщѐнных формулировках, которые представлены в разделе «Содержание
курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического
подхода и с учѐтом увеличения возрастных возможностей учащихся,
углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в
содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной
жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

природа как одна из важнейших основ здоровой и
гармоничной жизни человека и общества;

культура как процесс и результат человеческой
жизнедеятельности во всѐм многообразии еѐ форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое
стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего
мира природы и социума;

искусство (живопись, архитектура, литература,
музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира
человека, один из способов познания человеком самого себя,
природы и общества;


человечество как многообразие народов, культур,
религий;

семья как основа духовно-нравственного развития и
воспитания личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества;

труд и творчество как отличительные черты духовно
и нравственно развитой личности;

здоровый образ жизни в единстве следующих
составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и
социально-нравственное; культура питания;

нравственный выбор и ответственность человека в
отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому
себе и окружающим людям. Многие
темы
предполагают
специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности».
Место предмета «Окружающий мир» в учебном плане МБОУ
СОШ с.Кирово
Учебный план МБОУ
СОШ с.Кирово предусматривает обязательное
изучение предмета окружающий мир в 3 классе в объѐме 70 часов в год, в
неделю 2 учебных часа (35 учебных недели)
Материал рабочей программы по русскому языку адаптируется для
обучающихся с задержкой психического развития в процессе подготовки
поурочных планов с целью формирования у общей культуры,
обеспечивающей разностороннее развитие личности (нравственное,
эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в
соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и
социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью II.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств еѐ осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
11) определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире
природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в окружающем мире.
Ученик научится:
 осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;
 видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы
и культуры родного края.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
 расширять, систематизировать и углублять исходные представления о

 природных и социальных объектах и явлениях как компонентах
единого мира;
 овладевать основами практико-ориентированных знаний о природе,
человеке и обществе;
 осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на
основе единства рационально-научного познания и эмоциональноценностного осмысления личного опыта общения с людьми,
обществом и природой;
 соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образ жизни.
III. Содержание учебного предмета
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии –
царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой,
растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир
человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки
познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек –часть
общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о
связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в
сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу
(отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества,
жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов.
Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана
воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые
существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в
этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в
результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана
почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи,
папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание
растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и
жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из

Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы,
земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи
питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие
животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на
животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов).
Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана
грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмыпроизводители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль
почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее
роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание ), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях,
ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение
физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины.
Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и
способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь,
наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при
аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности,
касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила
безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на
велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их
роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных
знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон,
подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь,
проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности.
Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как
вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и
грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха
и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и
использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих
загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что
такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение
для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд.
Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы
добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика,
металлургия,
машиностроение,
легкая
промышленность,
пищевая
промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль,
доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что
государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические
последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью
как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их
сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их
прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников
истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте,
столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками
истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии,
пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг
всего общества и каждого человека.
Проектная работа«Богатства, отданные людям»

Проектная работа «Разнообразие природы родного края»
Проектная работа «Школа кулинаров»
Проектная работа «Кто нас защищает»
Проектная работа «Экономика родного края»
Проектная работа «Музей путешествий»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».