Программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательных учреждений. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 9 класса Л.Л. Босовой «Информатика». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), из них 12 часов отводится на внутрипредметный модуль «Развитие логического мышления», дополняющий содержание предмета. Планируемые результаты освоения Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня или задания повышенного уровня . Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться…». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля. Тема 1. Моделирование и формализация. Выпускник научится: • анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; • строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования. Выпускник получит возможность: • сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; • познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов • научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. Тема 2. Обработка числовой информации. Выпускник научится: • использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах; • работать с формулами; • визуализировать соотношения между числовыми величинами. • осуществлять поиск информации в готовой базе данных; Выпускник получит возможность: • научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; Тема 3. Алгоритмизация и программирование. Выпускник научится: • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное; • ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов. • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке. • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке; • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы; • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке; разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Выпускник получит возможность: • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд; • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма; • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен; • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.); • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции; • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции. Тема 4. Коммуникационные технологии. Выпускник научится: • основам организации и функционирования компьютерных сетей; • составлять запросы для поиска информации в Интернете; Выпускник получит возможность: • расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; Содержание образовательной программы Введение - 1 час. Тема 1. Моделирование и формализация - 5 часов. Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. Тема 2. Обработка числовой информации - 13 часов. Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. Контрольная работа за 1 полугодие – 1 час. Тема 3. Алгоритмизация и программирование - 7 часов. Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования. Тема 4. Коммуникационные технологии - 5 часов. Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. Промежуточная аттестация за 9 класс – 1 час. Итоговое повторение – 2 часа. Тематическое планирование Внутрипредметный модуль. Тема урока № У Р О К А Техника безопасности и правила поведения в кабинете информатики. Безопасная работа в сети ИНТЕРНЕТ. Внутрипредметный модуль. «Вредоносные программы и закон». 1. Количество ЧАСОВ 1 Тема: Моделирование и формализация Моделирование как метод познания. Знаковые модели. Графические информационные модели. Табличные информационные модели. Внутрипредметный модуль. « Задача кенигсбергских мостах». 2. Внутрипредметный модуль. «Использование графов для анализа данных в Интернете». Практическая работа № 1. «Формальные описания реальных объектов и процессов». Внутрипредметный модуль. «Графы впрактических задачах». Практическая работа № 2. «Анализирование информации, представленной в видесхем». 3. 4 Входная контрольная работа. 5 База данных как модель предметной области.Система управления базами данных. Практическая работа № 3. «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию». Внутрипредметный модуль. «Что такое база 6 1 1 1 1 1 знаний?». Тема Обработка числовой информации 7 Электронные таблицы Практическая работа № 4. ПР№1 «Форматирование таблицы». 1 8 9 Практическая работа № 5. ПР№2 «Форматы данных в электронных таблицах». Практическая работа № 6. ПР№3 «Использование формул в электронныхтаблицах». Понятие диапазона. Встроенные функции. Функциявремени Сортировка таблицы Практическая работа № 7 ПР№4 «Работа с диапазонами». Практическая работа № 8. 10 ПР№5 «Использование встроенных математических и статистических функций функций». Практическая работа № 9. ПР№6 «Сортировка таблицы». Практическая работа № 10 11 ПР№7 "Использование встроенных функций иопераций ЭТ». Абсолютная и относительная адресация. 12 Практическая работа № 11. ПР№8 «Абсолютная и относительная адресация вЭТ». 13 14 Практическая работа № 12. ПР№9 «Абсолютная адресация в ЭТ». Контрольная работа за 1 полугодие. Практическая работа № 13. ПР№10 «Абсолютная адресация в ЭТ». Условная функция в ЭТ. 16 Практическая работа № 14. ПР№11 «Использование условной функции». Условные функции и абсолютные адреса. 17 Практическая работа № 15. ПР№12 «Использование условных функций с абсолютной адресацией ». Внутрипредметный модуль. «Для чего EXCELшкольнику?». Логические операции в ЭТ. 18 Практическая работа № 16. ПР№13 «Использование логических операций иусловных функций ». 15 19 Самостоятельная работа по теме «Использование 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 логических операций и условных функций». Тема Алгоритмизация и программирование 20 Внутрипредметный модуль. «Эзотерическиеязыки программирования». Программирование как этап решения задач на компьютере. Решение задач на компьютере. 1 21 Внутрипредметный модуль. «Какие бываютмашины Тьюринга?». Практическая работа № 17. «Программирование линейных алгоритмов.на языке ПАСКАЛЬ». 1 22 Внутрипредметный модуль. «Алгоритмически неразрешимые задачи». Практическая работа № 18. «Программирование разветвляющихся алгоритмов.на языке ПАСКАЛЬ». 1 23 24 Программирование циклических алгоритмов. Демонстрация Примера циклического алгоритма на Паскале. Внутрипредметный модуль. «Доказательствоправильности программ». Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решениизадач. 1 1 25 Одномерные массивы целых чисел. Демонстрация Примера использования массивов наПаскале. 1 26 Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива. 1 27 Промежуточная аттестация по курсу 9 класса. 1 Тема Коммуникационные технологии Внутрипредметный модуль. «Информатизацияобщества – плюсы и минусы». Локальные и глобальные компьютерные сети. 28 29 30 31 32 33 34 Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера. Доменная система имён. Протоколы передачи данных. Всемирная паутина. Файловые архивы. Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. Внутрипредметный модуль. «Интернет и закон». Итоговое повторение Обзор пройденного материала за курс 7-9 классов. Демонстрационному варианта ОГЭ по информатике. 1 1 1 1 1 1 1 Внутрипредметный модуль. Тематическое планирование № № урока 1 1 2 2 3 3 4 4 5 6 6 18 7 20 8 21 9 22 10 24 11 28 12 32 Тема урока ВМ. «Вредоносные программы и закон». ВМ. « Задача о кенигсбергских мостах». ВМ. «Использование графов для анализа данных в Интернете». ВМ. «Графы в практических задачах». ВМ. «Что такое база знаний?». ВМ. «Для чего EXCEL школьнику?». ВМ. «Эзотерические языки программирования». ВМ. «Какие бывают машины Тьюринга?». ВМ. «Алгоритмически неразрешимые задачи». ВМ. . «Доказательство правильности программ». ВМ. «Информатизация общества – плюсы и минусы». ВМ. «Интернет и закон». Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1