Рабочая программа учебного предмета информатика - 9 класс

Программа адресована учащимся 9 классов общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 9 класса Л.Л. Босовой
«Информатика». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю), из них 12 часов отводится на внутрипредметный модуль «Развитие логического
мышления», дополняющий содержание предмета.

Планируемые результаты освоения
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится…». Они
показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от
выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и
выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня или задания повышенного
уровня .
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении
знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в
рубрике «Выпускник получит возможность научиться…». Эти результаты достигаются
отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со
всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы
итогового контроля.
Тема 1. Моделирование и формализация.
Выпускник научится:
• анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы,
схемы и др.);
• перекодировать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать
графическое представление (визуализацию) числовой информации;
• выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
• строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков,
диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели
объекту-оригиналу и целям моделирования.
Выпускник получит возможность:
• сформировать представление о моделировании как методе научного познания;
о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
• познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов
• научиться строить математическую модель задачи – выделять исходные
данные и результаты, выявлять соотношения между ними.
Тема 2. Обработка числовой информации.
Выпускник научится:
• использовать основные приёмы обработки информации в электронных
таблицах;
• работать с формулами;
• визуализировать соотношения между числовыми величинами.

• осуществлять поиск информации в готовой базе данных; Выпускник получит
возможность:
• научиться проводить обработку большого массива данных с использованием
средств электронной таблицы;
Тема 3. Алгоритмизация и программирование.
Выпускник научится:
• исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной
системой команд;
• составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает
заданное;
• ученик научится исполнять записанный на естественном языке алгоритм,
обрабатывающий цепочки символов.
• исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
• исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
• понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с
параметром или цикл с условием продолжения работы;
• определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
разрабатывать и записывать на языке программирования короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Выпускник получит возможность:
• определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение
поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального
исполнителя с заданной системой команд;
• подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов,
являющейся результатом работы алгоритма;
• по
данному
алгоритму
определять, для
решения
какой
задачи
он предназначен;
• исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы
обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов
массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами;
суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение
количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/
наименьшего элементов массива и др.);
• разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
• разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные
алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
Тема 4. Коммуникационные технологии.
Выпускник научится:
• основам организации и функционирования компьютерных сетей;
• составлять запросы для поиска информации в Интернете; Выпускник получит
возможность:
• расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований
информационной безопасности;
• научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в
Интернете, полученных по тем или иным запросам.
• познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка
надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные
моменты времени и т. п.);

• закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены,
эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных
и коммуникационных технологий;

Содержание образовательной программы
Введение - 1 час.
Тема 1. Моделирование и формализация - 5 часов.
Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта
(предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и
т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных
моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево,
список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и
целям моделирования.
Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и
общественных процессов и явлений.
Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при
решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного
моделирования: построение математической модели, ее программная реализация,
проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.
Тема 2. Обработка числовой информации - 13 часов.
Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные,
абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и
диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления
базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск,
удаление и сортировка данных.
Контрольная работа за 1 полугодие – 1 час.
Тема 3. Алгоритмизация и программирование - 7 часов.
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание,
ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма –
запись программы – компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и
выполнению программ в выбранной среде программирования.
Тема 4. Коммуникационные технологии - 5 часов.
Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта,
чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей:
Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники.
Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска
информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и
нескольким признакам.
Промежуточная аттестация за 9 класс – 1 час.
Итоговое повторение – 2 часа.

Тематическое планирование
Внутрипредметный модуль.

Тема урока

№
У
Р
О
К
А

Техника безопасности и правила поведения в кабинете
информатики.
Безопасная работа в сети ИНТЕРНЕТ.
Внутрипредметный модуль. «Вредоносные программы и
закон».

1.

Количество
ЧАСОВ

1

Тема: Моделирование и формализация
Моделирование
как метод познания. Знаковые модели.
Графические информационные модели.
Табличные информационные модели.
Внутрипредметный модуль. « Задача кенигсбергских
мостах».

2.

Внутрипредметный модуль. «Использование графов для
анализа данных в Интернете».
Практическая работа № 1.
«Формальные описания реальных объектов и
процессов».
Внутрипредметный модуль. «Графы впрактических
задачах».
Практическая работа № 2.
«Анализирование информации, представленной в видесхем».

3.

4

Входная контрольная работа.

5

База данных как модель предметной области.Система
управления базами данных.
Практическая работа № 3.
«Осуществление поиска в готовой базе данных по
сформулированному условию».
Внутрипредметный модуль. «Что такое база

6

1

1

1

1

1

знаний?».
Тема Обработка числовой информации

7

Электронные таблицы
Практическая работа № 4.
ПР№1 «Форматирование таблицы».

1

8

9

Практическая работа № 5.
ПР№2 «Форматы данных в электронных таблицах».
Практическая работа № 6.
ПР№3 «Использование формул в электронныхтаблицах».
Понятие диапазона. Встроенные функции. Функциявремени
Сортировка таблицы
Практическая работа № 7 ПР№4 «Работа
с диапазонами».

Практическая работа № 8.
10 ПР№5 «Использование встроенных математических
и статистических функций функций». Практическая
работа № 9. ПР№6 «Сортировка таблицы».
Практическая работа № 10
11 ПР№7 "Использование встроенных функций иопераций ЭТ».
Абсолютная и относительная адресация.
12 Практическая работа № 11.
ПР№8 «Абсолютная и относительная адресация вЭТ».
13
14

Практическая работа № 12.
ПР№9 «Абсолютная адресация в ЭТ».
Контрольная работа за 1 полугодие.

Практическая работа № 13.
ПР№10 «Абсолютная адресация в ЭТ».
Условная функция в ЭТ.
16 Практическая работа № 14.
ПР№11 «Использование условной функции».
Условные функции и абсолютные адреса.
17 Практическая работа № 15.
ПР№12
«Использование
условных
функций
с
абсолютной адресацией ».
Внутрипредметный модуль. «Для чего EXCELшкольнику?».
Логические операции в ЭТ.
18 Практическая работа № 16.
ПР№13 «Использование логических операций иусловных
функций ».
15

19 Самостоятельная работа по теме «Использование

1

1

1

1

1

1
1
1
1

1

1

1

логических операций и условных функций».
Тема Алгоритмизация и программирование

20

Внутрипредметный модуль. «Эзотерическиеязыки
программирования».
Программирование как этап решения задач на компьютере.
Решение задач на компьютере.

1

21

Внутрипредметный модуль. «Какие бываютмашины
Тьюринга?».
Практическая работа № 17.
«Программирование линейных алгоритмов.на языке
ПАСКАЛЬ».

1

22

Внутрипредметный модуль. «Алгоритмически
неразрешимые задачи». Практическая работа №
18.
«Программирование разветвляющихся алгоритмов.на языке
ПАСКАЛЬ».

1

23

24

Программирование циклических алгоритмов. Демонстрация
Примера циклического алгоритма на Паскале.
Внутрипредметный модуль. «Доказательствоправильности
программ».
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида
Использование алгоритма Евклида при решениизадач.

1

1

25

Одномерные массивы целых чисел.
Демонстрация Примера использования массивов наПаскале.

1

26

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение,
вывод массива.

1

27

Промежуточная аттестация по курсу 9 класса.

1

Тема Коммуникационные технологии
Внутрипредметный модуль. «Информатизацияобщества –
плюсы и минусы».
Локальные и глобальные компьютерные сети.

28

29
30
31
32

33
34

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера.
Доменная система имён. Протоколы передачи данных.
Всемирная паутина. Файловые архивы.
Электронная почта. Сетевое коллективное
взаимодействие. Сетевой этикет.
Внутрипредметный модуль. «Интернет и закон».
Итоговое повторение
Обзор пройденного материала за курс 7-9 классов.
Демонстрационному варианта ОГЭ по информатике.

1

1
1
1
1

1
1

Внутрипредметный модуль. Тематическое планирование

№

№ урока

1

1

2

2

3

3

4

4

5

6

6

18

7

20

8

21

9

22

10

24

11

28

12

32

Тема урока
ВМ. «Вредоносные программы и закон».
ВМ. « Задача о кенигсбергских мостах».
ВМ. «Использование графов для анализа
данных в Интернете».
ВМ. «Графы в практических задачах».
ВМ. «Что такое база знаний?».
ВМ. «Для чего EXCEL школьнику?».
ВМ. «Эзотерические языки
программирования».
ВМ. «Какие бывают машины Тьюринга?».
ВМ. «Алгоритмически неразрешимые
задачи».
ВМ. . «Доказательство правильности
программ».
ВМ. «Информатизация общества – плюсы и
минусы».
ВМ. «Интернет и закон».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».