Рабочая программа учебного предмета география - 9 класс

Пояснительная записка
Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане образовательной организации
Количество: часов для изучения учебного предмета курса 70, 2 урока в неделю
Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического
образования в основной школе. Согласно федеральному базисному плану на изучение географии в 9 классе отводится 70 часов учебного
времени, или 2 часа в неделю. Уровень обучения – базовый
Программа соответствует учебнику Домогацких Е.М. – М.: ООО «Русское слово», 2019
 учебных недель – 35
 практических работ – 14
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
 коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
 основы экологической культуры, соответствующие современному уровню экологического мышления, опыт экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
 осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, ценностям народов России.
Метапредметные результаты
У обучающегося будут сформированы:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
1.

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
 экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
 различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов;
 анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по
территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
 сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
 объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;
 использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и
сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
 различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
 анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
 объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
 объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;
 оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и
процессов;
 сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности и качества жизни населения России с мировыми
показателями и показателями других стран;
 оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.
Обучающийся получит возможность научиться:
 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими,
геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы;
 выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной
структуры, развитии человеческого капитала;
 оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику;
 выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной
структуры хозяйства страны;











обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства
географических районов и их частей;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических
явлений и процессов на территории России;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике.

2. Содержание учебного предмета
Введение (1 час). Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Раздел 1. Россия на карте (11 часов). Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как
отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в 14-19 вв. Изменения территории России в 20 в. СССР и его
распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение России. Факторы ЭГП: огромная территория,
ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны.
Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения
страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ.
Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы
районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства – основа экономического районирования. Отрасли
специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы и зоны, природно-хозяйственные регионы. Сетка
природно-хозяйственных регионов России.
Практические работы:
1. Составление описания экономико-географического положения России по типовому плану.
2. Составление описания политико-географического положения России по типовому плану.
3. Обозначение на к/карте субъектов Российской Федерации различных видов.
Раздел 3. Население России (11 часов). Демография. Численность населения России и ее динамика. Естественный прирост населения.
Воспроизводство населения. Традиционный и современный тип воспроизводства. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в
современной России. Половозрастная структура населения. Трудовые ресурсы России. Рынок труда. Безработица в России.
Плотность и
размещение населения. Две зоны расселения (Главная полоса и зона Севера) и их характеристики. Миграции населения и их причины.
Внутренние и внешние миграции в России. Вынужденные переселенцы, беженцы. Миграционные волны. Расселение и его формы. Сельское
расселение и его формы. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Города России. Урбанизация. Уровень
урбанизации субъектов Федерации. Функции городских поселений и виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения.

Языковые семьи и группы. Народы России. Языковая классификация народов. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения
России. Распространение основных религий на территории России. Этнорелигиозные конфликты и возможные пути их решения.
Практические работы:
1. Расчёт параметров естественного движения населения: естественного прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного
прироста, показателя смертности, показателя рождаемости.
2. Расчёт численности городского населения на основе данных о значении показателя урбанизации и численности населения России.
3. Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России по картам атласа.
Раздел 4. Отрасли хозяйства России (26 часов). Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной
сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы
размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их
хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС.
Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат
полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей
цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое
машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия
органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и
лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по
территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой
промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и
воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Практические работы:
1. Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
2. Описание отрасли хозяйства по типовому плану.
3. Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности (по выбору).
4. Анализ потенциальных возможностей территории природных зон для развития сельского хозяйства.

Раздел 5. Природно- Хозяйственная характеристика России (20 час). Северный экономический район, его географическое положение,
ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север – самый
большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы – основа хозяйства района. Мурманск – морские ворота страны.
Северо-Западный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Северо-Запад – транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение –
главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности
района. Санкт-Петербург – многофункциональный центр района.
Калининградская область – самая западная территория России.
Центральный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность ЭГП. Ресурсы, население и специфика
хозяйственной специализации. Ограниченные природные ресурсы. Ключевая роль машиностроения. Старейший центр текстильной
промышленности.
Центрально-Черноземный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства района. ЦЧР – один из крупнейших сельскохозяйственных районов
России.
Волго-Вятский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Выгодность экономико-географического положения. Высококвалифицированные трудовые ресурсы района. Крупнейший центр
автомобилестроения страны. Нижегородская агломерация – экономическое ядро района.
Северо-Кавказский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные
ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми
ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие
отрасли.
Уральский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр
тяжелого машиностроения.
Западно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Главное богатство – огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической
промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточно-Сибирский экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной
специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек.
Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.

Дальневосточный экономический район, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации.
Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность
от развитой части страны. Специализация – вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Практические работы:
1. Определение природных условий, определяющих хозяйственную специализацию территории природно-хозяйственного региона.
2. Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную специализацию природно-хозяйственного региона.
3. Описание экономико-географического положения природно-хозяйственного региона.
4. Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по типовому плану.
5. Сравнительная характеристика географического положения природно-хозяйственных регионов.
Раздел 6. Место России в мировой экономике (1 час). Хозяйство России до 20 в. Россия в 20-21 вв. Развитие хозяйственного комплекса
России и изменение ее экономического значения на международном уровне. Перспективы развития.

3.Тематическое планирование
№

Наименование тем разделов

Кол-во
часов
1
11

Практические работы

1

Введение
Россия на карте

2

Население России

11

1.Расчёт параметров естественного движения населения: естественного
прироста, рождаемости, смертности, показателя естественного прироста,
показателя смертности, показателя рождаемости.
2.Расчёт численности городского населения на основе данных о значении
показателя урбанизации и численности населения России.
3.Определение ареалов компактного проживания крупнейших народов России
по картам атласа.

4

Отрасли хозяйства России

26

1.Составление схемы отраслевой структуры народного хозяйства России.
2.Описание отрасли хозяйства по типовому плану.
3.Составление схемы межотраслевых связей отрасли промышленности
4.Анализ потенциальных возможностей территории природных зон для
развития сельского хозяйства.

5

Природно–хозяйственная
характеристика России

20

1.Определение природных условий, определяющих хозяйственную
специализацию территории природно-хозяйственного региона.
2.Определение факторов, влияющих на современную хозяйственную
специализацию природно-хозяйственного региона.
3.Описание экономико-географического положения природно-хозяйственного
региона.
4.Составление комплексного описания природно-хозяйственного региона по
типовому плану.

6

Место России в мировой экономике
ИТОГО

1
70

1.Составление описания экономико-географического положения России по типовому
плану.
2. Составление описания политико-географического положения России по типовому
плану.
3.Обозначение на к/карте субъектов Российской Федерации различных видов.

14

Календарно-тематическое планирование по курсу
«Население и экономика России»
9 класс, 2 часа в неделю 70 ч.
составлено на основе программы Е.М. Домогацких «География России». 2022-2023 учебный год
№
у
р
о
к
а

Тема урока (№
параграфа)

1

Экономическая и
социальная география.
Предмет изучения.
Природный и
хозяйственный
комплекс. Параграф 1.

Урок
«открытия»
нового знания

2

Экономикогеографическое
политикогеографическое
положение России
Параграф 2.
Формирование
территории России
Параграф 3.

урок «открытия»
нового знания

3

Тип урока, вид
деятельности

и
и

урок «открытия»
нового знания

Понятия, термины,
номенклатура и
персоналии

Планируемые результаты
( в соответствии с ФГОС)
метапредметные
предметные
личностные

Введение
Умение объяснять:
специфику
предмета изучения
экономической и
социальной
географии;
отличия природного
и хозяйственных
комплексов.
Умение
определять:
отличия природного
и хозяйственных
комплексов.
Россия на карте мира
Природные условия и ресурсы России 11 часов
Умение объяснять:
ЭГП, ПГП,
Регулятивные
плюсы и минусы определять цель
геополитика,
географического
районирование,
учебной
положения страны;
деятельности,
особенности
выдвигать версии
административнорешения
территориального
проблемы,
Граница, страны 1
деления России;
Коммуникативные
порядка, СНГ
особенности
уметь работать в
размещения
группе;

Практические
работы

Социальноэкономическая
география,
хозяйственный (территориальный
социальноэкономический)
комплекс.

Личностные:
развивать
творческое
мышление,
воображение,
память
и
внимание;
развивать
способность
управлять своей

Анализ и объяснение
особенностей
современного
геополитического и

Дата
проведения
План/факт
9а, 9б, 9в.9г

основных
природных
ресурсов.
Умение определять:

4

Экономико –
геогафическое
положение РСО –
Алания.

урок «открытия»
нового знания

ЭГП, ПГП,
геополитика,
районирование,

5

Административнотерриториальное
деление
России.
Субъекты
РФ.
Федеральные округа.
Параграф 4

урок «открытия»
нового знания

АТД: республики,
АО, края, города
федерального
значения

Административнотерриториальное
деление РСО-Алания
Экономическое
районирование
территории России.
Параграф 5
Природные условия
России. Хозяйственный
потенциал природных
условий России.
Параграф 6

урок «открытия»
нового знания

Природные условия
России. Хозяйственный
потенциал природных
условий РСО-Алания
Природные ресурсы.
Параграф 7

урок «открытия»
нового знания

6

7

8

9

10

11

Природные ресурсы
РСО-Алания

Урок открытия
«нового знания»
урок
общеметодологи
ческой
направленности

урок
общеметодологи
ческой
направленности
урок
общеметодологи
ческой

Адаптация:
биологическая
и
небиологическая.
Зона
Крайнего
Севера. Сибирь.

Специализация,
природные условия,
природные ресурсы.
Специализация,
природные условия,
природные ресурсы.

отличительные
особенности ЭГП,
ПГП, ФГП;
рациональность
использования
источников
географических
знаний
в
конкретной учебной
ситуации.
Умение применять:

вычислительные
навыки
для
статистического
отчета;
тематические карты
для
описания
ресурсообеспеченно
сти региона;
личностные знания
для
определения
места региона на
карте страны.

самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе;
выслушивать и
объективно
оценивать
другого;
находить
приемлемое
решение при
наличии разных
точек зрения;
Познавательные:

уметь работать с
различными
источниками
информации;
овладевать
умением находить
черты сходства и
различий между
исследуемыми
объектами;
формулировать
проблемные
вопросы, искать
пути
решения
проблемной
ситуации;
определять
критерии
для
сравнения фактов,
явлений;

познавательной и
интеллектуальной
деятельностью;
развивать
готовность к
саморазвитию и
реализации
творческого
потенциала;
понимать смысл
своей
деятельности,
уметь
ориентироваться в
окружающем
мире;
выбирать целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и
поступках;
понимать роль и
значение
географических
знаний.
ИКТ:
использование
презентаций,
мультимедийных
средств обучения,
электронных
учебников.

геоэкономического
положения
Российской
Федерации
Анализ и объяснение
особенностей
современного
геополитического и
геоэкономического
положения
Определение
географического
положения субъектов
Российской
Федерации
Районы РСО-Алания.

Определение степени
антропогенного
воздействия
на
природные ресурсы в
разных
регионах
России

направленности
урок
общеметодологи
ческой
направленности

12

Хозяйственная
деятельность и
изменение природной
среды.
Параграф 8.

13

Численность населения
Параграф 9

урок «открытия»
нового знания

14

Население РСО-Алания

15

Размещение населения.
Параграф 10

урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания

16

Миграции населения,
причины.
Параграф 11
Половозрастной состав
населения
Дополнительные

17

«Чистые»
и
«грязные» отрасли
Экологические
проблемы.
Экологические
катастрофы.

Численность,
воспроизводство
населения,
ЕП
(естественный
прирост),
демография,
Перепись населения.
Традиционный
и
современный
тип
воспроизводства.
Особенности
размещения
населения
России.
Две зоны расселения

урок «открытия»
нового знания

миграция, беженцы

урок «открытия»
нового знания

половозрастная
пирамида

Определение
экологической
обстановки
на
основании
собственных
наблюдений
и
материалов,
опубликованных
в
средствах массовой
информации
Население России 11 часов
Умение объяснять:
Регулятивные:
причины изменения самостоятельно
численности
обнаруживать
и
населения;
формулировать
специфику
учебную
демографической
проблему;
ситуации в разных выбирать
тему
регионах России;
проекта;
особенности
выдвигать версии
расселения
решения
населения России;
проблемы,
причины миграций. в
диалоге
с
Умение определять:
учителем
тип
совершенствовать
воспроизводства
самостоятельно
населения;
выработанные
принадлежность к критерии оценки.
языковым семьям и Коммуникативн
группам;
ые:
направления и типы уметь работать в
миграции.
группе;
Умение применять:
уметь вести
методы
дискуссию,
сопоставления
диалог;
информации
с создавать
различных
собственную
источников (карт, информацию
стат. данных);
(реферат,
источники
презентация и

развивать
творческое
мышление,
воображение,
память
и
внимание;
развивать
способность
управлять своей
познавательной и
интеллектуальной
деятельностью;
развивать
готовность к
саморазвитию и
реализации
творческого
потенциала;
понимать смысл
своей
деятельности,
уметь
ориентироваться в
окружающем
мире;
выбирать целевые
и
смысловые
установки в своих
действиях
и

Определение
по
статистическим
материалам
и
тематическим
картамосновных
показателей,
характеризующих
население страны и её
отдельных
(РСОАлания) территорий
(ЕП),
продолжительность
жизни)

источники
Формы расселения.
Городское и сельское
население.
Урбанизация
Параграф 12

урок рефлексии

Город, пгт, село,
деревня Урбанизация,
агломерация

географической
информации
для
определения
ЕП,
численности
населения, причин
расселения.

др.);
формулировать
свои мысли и
выводы в устной и
письменной
форме,
представлять в
форме
презентаций.
Познавательные:

18

19

20

21

22

Сельская и городская
форма расселения
Параграф 12-13
Народы России. Россия
– многонациональное
государство. Языковой
состав
населения.
Языковые
семьи и
группы.
Религии
России.
География религий.
Параграф 14
РСО-Алания
национальный и
религиозный состав
населения
Трудовые ресурсы
России. Рынок труда.
Параграф 15

урок «открытия»
нового знания

Трудовые ресурсы
РСО-Алания. Рынок
труда.

урок «открытия»
нового знания

народы, языковые
семьи и группы,

урок «открытия»
нового знания

урок «открытия»
нового знания

религии

урок «открытия»
нового знания

трудовые ресурсы.

уметь работать с
различными
источниками
информации;
формулировать
проблемные
вопросы, искать
пути
решения
проблемной
ситуации;
анализировать
связи,
соподчинения
и
зависимости
компонентов;
создавать
объяснительные
тексты;
определять
критерии
для
сравнения фактов,
явлений;

поступках.
понимать роль и
значение
географических
знаний.
осознавать свою
причастность
к
глобальным
и
региональным
процессам,
происходящим в
современном
мире.
ИКТ:
использование
презентаций,
мультимедийных
средств
облучения,
электронных
учебников.

Определение
и
сравнение
показателей
соотношения
городского
и
сельского населения в
разных
частях
страны.
Выявление
закономерностей
Определение
по
картам
и
статистическим
материалам крупных
народов,
особенностей
их
размещения,
сопоставление
с
административнотерриториальным
делением Российской
Федерации

Определение уровня
безработицы
в
отдельных регионах
России
Выявление
востребованных
профессий
на
основании
статистических
данных и материалов,
опубликованных
в
средствах массовой
информации (Т).
Сравнение основных
показателей
населения
РСО-

Алания за период с
соседними регионами
23

Урок обобщения

урок
развивающего
контроля
Отрасли хозяйства России 26 часа

24

25
.

Национальная
экономика .Отраслевая
структура хозяйства
Параграф 15
Факторы размещения
производства
Параграф 16

урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания

Предприятия
материальной
и
нематериальной
сферы.
Три сектора
экономики. Факторы
размещения
производства.

Умение объяснять:

особенности
структуры
хозяйства;
особенности
отраслей хозяйства;
видовое
разнообразие
предприятий
отраслей хозяйства;
взаимосвязь и
взаимное влияние
отраслей хозяйства
друг на друга;
географию отраслей
хозяйства;
роль отраслей
хозяйства в жизни
государства.
Умение определять:

26

Межотраслевые
комплексы. Топливноэнергетический
комплекс. Нефтяная и

урок
общеметодологи
ческой
направленности

Хозяйственная
оценка ТЭК
Нефтегазовые базы и
России.

параметры
структуры
хозяйства;
факторы
размещения
хозяйства;
районы
концентрации

Регулятивные:
самостоятельно
обнаруживать
и
формулировать
учебную
проблему;
определять цель
учебной
деятельности,
выбирать
тему
проекта;
выдвигать версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат, искать
самостоятельно
средства
достижения цели,
работая по плану;
сверять
свои
действия с целью
и,
при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно;

развивать
творческое
мышление,
воображение,
память
и
внимание;
развивать
способность
управлять своей
познавательной и
интеллектуальной
деятельностью;
развивать
готовность к
саморазвитию и
реализации
творческого
потенциала;
понимать смысл
своей
деятельности,
уметь
ориентироваться в
окружающем
мире;
выбирать целевые
и
смысловые
установки в своих

Анализ
экономических карт
России, сбор
информации из
различных
источников о
хозяйстве России

Составление схемы
отраслевой структуры
народного хозяйства
России

27

28

29

30

31
32
33

34
35

газовая
промышленность
Параграф 18

урок «открытия»
нового знания

Угольная
промышленность
Параграф 19
Электроэнергетика
.Альтернативная
электроэнергетика.
Параграф 20
Топливноэнергетический
комплекс.
РСО-Алания
Черная металлургия
Параграф 21

урок «открытия»
нового знания

Цветная металлургия
Параграф 22
Цветная металлургия
РСО-Алания
Машиностроение.
Параграф 23

Виды машиностроения
Параграф 24
Машиностроение РСОАлания

урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания

урок «открытия»
нового знания

урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания

предприятий
отраслей хозяйства;
показатели,
характеризующие
деятельность
предприятий
отраслей хозяйства;
основные
направления
движения сырья и
готовой продукции.
Угольные бассейны
Электроэнергетика.
ГЭС, ТЭС, АЭС.
Единая энергосистема
России.
Энергетический
потенциал
республики
Чёрная металлургия.
Комбинирование.
Комбинат полного
цикла. Факторы
размещения отрасли.
Металлургические
базы России
Цветная металлургия.
Размещение
основных отраслей
цветной металлургии.
Отрасли
машиностроения и
факторы их
размещения.,
энергетическое
Военнопромышленный
комплекс.

Умение применять:

приобретенные
знания и умения для
описания отраслей
хозяйства.

в
диалоге
с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные
критерии оценки.
Коммуникативн
ые:
уметь работать в
группе;
уметь вести
дискуссию,
диалог;
самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе;
выслушивать и
объективно
оценивать
другого;
находить
приемлемое
решение при
наличии разных
точек зрения;
создавать
собственную
информацию
(реферат,
презентация и
др.);
формулировать
свои мысли и
выводы в устной и
письменной
форме,
представлять в
форме
презентаций.
Познавательные:

действиях
и
поступках.
понимать роль и
значение
географических
знаний.
осознавать свою
причастность
к
глобальным
и
региональным
процессам,
происходящим в
современном
мире.
ИКТ:
использование
презентаций,
мультимедийных
средств
облучения,
электронных
учебников.

Определение
структуры топливноэнергетического
баланса России,
составление
характеристик одного
из районов добычи
угля, нефти и газа по
картам и
статистическим
материалам.

Определение
по
картам
факторов
размещения
предприятий чёрной
и
цветной
металлургии

Определение
по
картам
атласа
факторов размещения
предприятий
машиностроения

36

Химическая
промышленность
Параграф 25

урок «открытия»
нового знания

37

Лесная
промышленность
Параграф 26
Химический, лесной
комплекс РСО-Алания

урок «открытия»
нового знания

Агропромышленный
комплекс:
растениеводство.
Параграф 27

урок «открытия»
нового знания

38

39

40

41

42
43

Агропромышленный
комплекс:
животноводство
Параграф 28
Зональная
специализация
сельского хозяйства РФ
Параграф 28
Сельское хозяйство
РСО-Алания
Легкая и пищевая

урок «открытия»
нового знания

урок «открытия»
нового знания

Сырьевая база и
отрасли химической
промышленности.
Горная химия,
основная химия,
химия органического
синтеза и факторы их
размещения.
Экологические
проблемы.
Отрасли лесной
промышленности:
лесозаготовка,
деревообработка,
целлюлознобумажная
промышленность и
лесная химия. ЛПК.
урок рефлексии

Отрасли сельского
хозяйства

урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания
урок

Отрасли легкой и

уметь работать с
различными
источниками
информации;
структурировать
учебный
материал;
овладевать
умением находить
черты сходства и
различий между
исследуемыми
объектами;
формулировать
проблемные
вопросы, искать
пути
решения
проблемной
ситуации;
анализировать
связи,
соподчинения
и
зависимости
компонентов;
создавать
объяснительные
тексты;
определять
критерии
для
сравнения фактов,
явлений;
знакомиться с
цифровыми
методами
хранения
географических
данных для поиска
необходимой
информации.

Составление схемы
межотраслевых
связей
отрасли
промышленности (по
выбору учителя)

Характеристика
одной из отраслей
промышленности (по
плану

Составление типовой
схемы
агропромышленного
комплекса
Определение
основных
районов
выращивания
зерновых
и
технических культур,
главных
районов
животноводства .

Анализ

промышленность
Параграф 29

общеметодологи
ческой
направленности

44

Легкая и пищевая
промышленность РСОАлания

45

Транспортный
комплекс
Параграф 31

урок
общеметодологи
ческой
направленности
урок
общеметодологи
ческой
направленности

46

Транспортный
комплекс РСО-Алания

47

Отрасли
нематериальной сферы
Параграф 32.

48

Отрасли
нематериальной сферы
РСО-Алания

49

Урок обобщающего
повторения

урок
общеметодологи
ческой
направленности
урок
общеметодологи
ческой
направленности
урок
общеметодологи
ческой
направленности

урок рефлексии

пищевой
промышленности и
факторы их
размещения.

потенциальных
возможностей
территорий
природных зон для
развития
сельского
хозяйства.

Виды транспорта:
железнодорожный,
автомобильный,
трубопроводный,
водный и воздушный.

Составление
характеристики
одной
транспортных
магистралей
типовому плану

Сфера услуг и ее
география.

Выявление
обеспеченности
потребностей
населения
РСОАлания
разными
видами услуг (О).

из
по

Составление
картосхемы,
отражающей
размещение
предприятий
рекреации и науки
своей
местности,
(РСОАлания)
проектирование
размещения
объектов
инфраструктуры
Изучение
особенностей
производства
и

хозяйственных
связей предп.

50

Европейский Север
Параграф 33,34

урок
общеметодологи
ческой
направленности

51

Европейский СевероЗапад
Параграф 35

урок «открытия»
нового знания

52

Европейский СевероЗапад
Параграф 36

53

Центральная Россия.
Параграф 37
Центральная Россия.
Параграф 38

54

урок «открытия»
нового знания

Природно-хозяйственная характеристика России 20 часов
Умение объяснять:
Виды районирования
Регулятивные:
развивать
особенности
(физикоопределять цель творческое
природы, населения учебной
географическое,
мышление,
и
хозяйства деятельности,
экономическое,
воображение,
регионов России;
историковыбирать
тему память
и
особенности
географическое,
проекта;
внимание;
структуры
природновыдвигать версии развивать
хозяйства
и решения
хозяйственное,
способность
специализации
экологическое и др.)
проблемы,
управлять своей
отдельных
Географическое
осознавать
познавательной и
территорий России; конечный
положение, ресурсы
интеллектуальной
особенности
население и
результат, искать деятельностью;
социальноспецифика
самостоятельно
развивать
экономической
хозяйственной
средства
готовность к
ситуации отдельных достижения цели, саморазвитию и
специализации.
регионов России.
работая по плану;
реализации
Умение определять:
сверять
свои творческого
регион России по
действия с целью потенциала;
краткому описанию; и,
при понимать смысл
специфику
необходимости,
своей
геоэкологической
исправлять
деятельности,
его географическое
ситуации в
ошибки
уметь
положение, ресурсы
отдельных регионах самостоятельно;
ориентироваться в
население и
и на всей
в
диалоге
с окружающем
специфика
территории
учителем
мире;
хозяйственной
России;
совершенствовать
выбирать целевые
специализации.
особенности
самостоятельно
и
смысловые
социальновыработанные
установки в своих
экономической
критерии оценки.
действиях
и
ситуации отдельных Коммуникативные поступках.
регионов России.
:
понимать роль и
Умение применять:
уметь работать в
значение
его географическое
разнообразные
группе;
географических
положение, ресурсы
источники
самостоятельно
знаний.
географической
организовывать
осознавать свою

Составление плана
экономикогеографической
характеристики
региона.
Определение
факторов, влияющих
на современную
хозяйственную
специализацию
региона
Установление
влияния
географического
положения,
природных условий
на хозяйственное
освоение и жизнь
людей Европейского
Севера
Разработка проектов
туристических
маршрутов в целях
изучения культурноисторических
и
природных
памятников СевероЗапада

55

Центральная Россия.
Параграф 39

56

Европейский Юг
Параграф 40
Европейский Юг
Параграф 41
Европейский Юг РСОАлания как составная
часть Европейского
Юга. Специализация
хозяйство, проблемы
развития.
Экологические
проблемы РСО-Алания
Поволжье
Параграф 42

урок «открытия»
нового знания

61

Поволжье
Параграф 43

урок рефлексии

62

Урал
Параграф 44

57
58

59
60

63

Урал
Параграф 45

население и
специфика
хозяйственной
специализации.

его географическое
положение, ресурсы

урок рефлексии
население и
специфика
хозяйственной
специализации.
урок «открытия»
нового знания
урок «открытия»
нового знания

урок «открытия»
нового знания

урок рефлексии

его географическое
положение, ресурсы
население и
специфика
хозяйственной
специализации.
его географическое
положение, ресурсы
население и
специфика
хозяйственной
специализации.

информации,
используемых на
уроке иформ её
представления, для
составления
характеристики
территорий и
объяснения
специализации
района.

учебное
взаимодействие в
группе;
находить
приемлемое
решение при
наличии разных
точек зрения;
создавать
собственную
информацию
(реферат,
презентация и
др.);
формулировать
свои мысли и
выводы в устной и
письменной
форме,
представлять в
форме
презентаций.
Познавательные:у
меть работать с
различными
источниками
информации;
структурировать
учебный
материал;
овладевать
умением находить
черты сходства и
различий между
исследуемыми
объектами;
формулировать
анализировать

причастность
к
глобальным
и
региональным
процессам,
происходящим в
современном
мире.
осознавать
целостность
природы,
населения и
хозяйства Земли,
материков, их
крупных районов
и стран.
ИКТ:использовани
е презентаций,
мультимедийных
средств
облучения,
электронных
учебников.

Обозначение
на
контурной
карте
ареалов
старинных
промыслов
и
новейших
производств
Центральной России

Разработка проектов
развития
рекреационного
хозяйства
на
территории
Юга
европейской
части
России
Определение
экологических
проблем
ВолгоКаспийского бассейна
и пути их решения
Составление
экономикогеографической
характеристики
одного
из
промышленных
узлов Урала

64

Западная Сибирь
Параграф 46

65

Западная Сибирь
Параграф 47

66

Восточная Сибирь
Параграф 48

67
68

69

урок «открытия»
нового знания

его географическое
положение, ресурсы
население и
специфика
хозяйственной
специализации.

связи,
соподчинения
и
зависимости
компонентов;
знакомиться с
цифровыми
методами
хранения
географических
данных
для8поиска
необходимой
информации.

урок рефлексии

урок «открытия»
нового знания

Восточная Сибирь
Параграф 49
Дальний Восток
Параграф 50-51

урок рефлексии

Обобщение по теме
«Экономические
районы»

урок рефлексии

урок «открытия»
нового знания

Изучение
коренного
Сибири

проблем
населения

его географическое
положение, ресурсы
население и
специфика
хозяйственной
специализации.

Сравнительная
экономикогеографическая
характеристика
Западно-Сибирского
и
ВосточноСибирского регионов

его географическое
положение, ресурсы
население и
специфика
хозяйственной
специализации.

Оценка экономико- и
политикогеографического
положения Дальнего
Востока

Россия в современном мире 1 час
70

Место России в
современном мире

урок «открытия»
нового знания

Умение объяснять:
место России в
современном мире.
Умение
определять:
место России в мире
перспективы
социальноэкономического

создавать
собственную
информацию
(реферат,
презентация и др.)
уметь работать с
различными
источниками
информации;

осознавать свою
причастность
к
глобальным
и
региональным
процессам,
происходящим в
современном
мире;
представлять

Определение
по
картам
и
статистическим
материалам основных
статей экспорта и
импорта
России,
внешнеэкономически
х партнёров

развития России.
Умения
применять:
источники
географической
информации
для
определения места
России в мире, её
главных
внешнеэкономическ
их партнеров,

структурировать
учебный
материал;
овладевать
умением находить
черты сходства и
различий между
исследуемыми
объектами;

место и роль
России в
современном
мире.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».