ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о тьюторе, сопровождающем образование обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в образовательной организации (далее — тьютор), в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении с. Кадгарон (далее - Школа), разработано на основании: - Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказа Минтруда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»; - приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»; - приказа Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»; - приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - распоряжения Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»; - письма Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью», а также в соответствии с действующими законодательными актами в сфере образования, защиты прав детей, локальными нормативными актами, уставом образовательной организации, образовательной программой учреждения. 1.2. Основные понятия: Тьютор — это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы, включая адаптированную. Тьюторское сопровождение — образовательная технология, в рамках которой осуществляется педагогическое сопровождение, формирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (далее — ИОМ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП); специальная организация образовательной среды в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), инвалидностью; организационно-методическое обеспечение реализации обучающимся с ОВЗ ИОМ и (или) ИУП в рамках реализуемой адаптированной основной образовательной программы (далее - АООП). 1.3. Требования к квалификации тьютора: - высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика»; - стаж педагогической работы не менее 2 лет. 2. Цели и задачи деятельности тьютора 2.1. Основной целью деятельности тьютора, сопровождающего образование обучающегося с ОВЗ, инвалидностью, является сопровождение обучающегося с ОВЗ, инвалидностью в при реализации АООП, рекомендованной Центральной психолого-медико-педагогической комиссией города Москвы (далее — ЦПМПК г. Москвы) 2.2. Задачи деятельности тьютора: - выявление индивидуальных трудностей освоения АООП обучающимся с ОВЗ, инвалидностью, его индивидуальных особенностей, интересов, способностей; - создание условий для индивидуализации процесса обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями обучающегося с ОВЗ, инвалидностью; - участие в разработке и сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП; - подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса; - специальная адаптация пространственно-временной среды в соответствии с индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями обучающегося с ОВЗ, инвалидностью; - подбор индивидуальной визуализации и вспомогательных средств обучения для успешного освоения АООП; - организация и стимулирование разных видов деятельности (урочной/внеурочной) обучающихся; - мониторинг эффективности реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП; - организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке ИОМ и (или) ИУП обучающихся, АООП и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ. 3. Функции тьютора 3.1. Организация адаптированного образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью при реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП: 3.1.1. Участие в проектировании адаптированной, вариативной образовательной среды Школы с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. 3.1.2. Координация взаимодействия субъектов образования в целях обеспечения доступа обучающихся с ОВЗ, инвалидностью к образовательным ресурсам. 3.2. Педагогическое сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью: 3.2.1. Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, затруднений в обучении, развитии, социальной адаптации обучающегося с ОВЗ, инвалидностью. 3.2.2. Осуществление педагогического сопровождения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ, инвалидностью по реализации АООП. 3.2.3. Осуществление педагогического сопровождения реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП в соответствии с рекомендациями ЦПМПК г. Москвы и психолого-педагогического консилиума (далее — ППк). 3.2.4. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам создания условий реализации АООП, индивидуальных результатов освоения АООП. 3.2.5. Подбор и адаптация педагогических средств, индивидуализированных в соответствии с особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, инвалидностью. 3.2.6. Разработка и подбор методических средств для успешной реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. 3.2.7. Разработка и подбор методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации и др.) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. 3.2.8. Разработка методических рекомендаций для родителей по применению индивидуальных приемов продуктивного сотрудничества с обучающимся. 3.2.9. Обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса. 4. Организация деятельности 4.1. Основанием для предоставления тьюторского сопровождения обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью являются рекомендации ЦПМПК в части создания специальных образовательных условий и (или) ППк Школы в части предоставления услуг тьютора. 4.2. Решение о введении в штатное расписание должности тьютора принимается директором Школы на основании рекомендаций ЦПМПК и (или) рекомендаций ППк Школы. 4.3. Предоставление тьюторского сопровождения оформляется приказом директора, в котором утверждается списочный состав сопровождаемых обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. 4.4. Период предоставления услуг тьютора (на период адаптации обучающегося/ учебную четверть/ полугодие/ учебный год/ на постоянной основе), индивидуально или на группу обучающихся, количество необходимых часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в Школе или постоянное сопровождение и др.) конкретизируется ППк Школы. 4.5. Тьютор самостоятелен в выборе образовательных технологий. 4.6. Содержание и формы деятельности тьютора определяются с учетом локальных нормативных актов Школы, а также должностной инструкции тьютора. 4.7. В процессе организации деятельности тьютор: - составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору Школы; - участвует в разработке АООП, ИОМ и (или) ИУП обучающегося с ОВЗ, инвалидностью; - организует тьюторское сопровождение реализации АООП, ИОМ и (или) ИУП в соответствии с рекомендациями ЦПМПК и/или ППК Школы; - выполняет требование доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ, инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состоянием здоровья; - представляет директору Школы отчеты по итогам учебного года. 4.8. При получении дошкольного образования воспитанниками с инвалидностью и ОВЗ: 4.8.1. На каждую группу компенсирующей направленности для обучающихся с нарушениями зрения (слепых) или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) — не менее 1 штатной единицы тьютора; 4.8.2. В группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся в штатное расписание вводится штатная единица тьютора из расчета: штатная единица тьютора на каждые 1—5 обучающихся с ОВЗ. 4.9. При получении начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающимися с инвалидностью и ОВЗ в штатное расписание образовательной организации вводится штатная единица тьютора из расчета: 1 штатная единица тьютора на каждые 1—6 обучающихся с ОВЗ.