Положение о тьюторском сопровождении обучающихся МБОУ СОШ с. Кадгарон

ПОЛОЖЕНИЕ
о тьюторском сопровождении обучающихся на уровне среднего общего
образования
1. Общие положения
1.1.
Настоящее
Положение
о тьюторском
сопровождении
в
общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в
соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным
справочником должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и
социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, Трудовым кодексом,
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников, осуществляющих
образовательную
деятельность,
должностей
руководителей
образовательных организаций», на основании приказа Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № Юн
«Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области
воспитания».
2. Основные понятия
2.1. Тьютор - это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение
индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий
процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению,
формированию
и
развитию
их
познавательных
интересов,
сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им
разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу
обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск
информации обучающимися для самообразования.

Тьютор - это участник образовательного процесса, наиболее
востребованными личностными и деятельностными характеристиками
которого являются:
• аналитико-рефлексивные способности;
• коммуникативные способности;
• организаторские способности;
• прогностические способности.
Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках
которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и
групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных
образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных
планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение
рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам
формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик.
2.2. Выделяется
два
основных
предмета
тьюторской
работы:
сопровождение процесса освоения учащимся новых способов деятельности
(творчество, исследование, проектирование и т.д.); сопровождение процесса
разработки и реализации индивидуальной образовательной программы
(ИОП).
2.3. Основным организационно-управленческим условием появления
тьютора в образовательном процессе и его актуализации для обучающегося
является наличие двух составляющих - возможности образовательного
выбора и необходимости освоения новой деятельности.
2.4. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности в
установленном действующим трудовым законодательством порядке
директором МБОУ СОШ с. Кадгарон. На должность тьютора назначается
лицо, имеющее высшее образование и стаж педагогической деятельности
не менее 2 лет.
2.5. Работу тьютора непосредственно курирует заместитель директора по
УВР старшей школы. Директор школы утверждает план работы тьютора,
периодически заслушивает на совещании при директоре, информационных
совещаниях, на педагогическом совете.
2.6. Согласно Приложению 1 к приказу Министерства образования и науки
Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 тьюторам
организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за
исключением
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность по образовательным программам высшего образования,
устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
2.7. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и
региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами
и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного
управления образованием, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №
273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом,
Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего

распорядка образовательной организации,
тьютора, настоящим Положением.

должностной инструкцией

3. Цели и задачи тьютора:
3.1. Основной целью тьютора является индивидуальное сопровождение
обучающегося
в образовательном
пространстве
образовательной
организации, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении
его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями
(образом будущего).
3.2. Задачи тьютора:
• помощь обучающемуся в осознании его образовательных и
профессиональных потребностей, возможностей и способов их
реализации;
• создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения
(составление индивидуальных учебных планов и планирование
индивидуальных образовательных траекторий);
• обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее
реализации, как в рамках школы, так и после ее окончания;
• создание условий для осознанного и ответственного выбора профиля
обучения в старшей школе, доведение информации об особенностях
профилей обучения до учащихся и их родителей;
• помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП,
подбора ресурсов в образовательном пространстве Школы и за его
пределами;
• организация рефлексии обучающимися процесса их самоопределения;
• организация и стимулирование разных видов деятельности
обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного
образования в школе и вне её;
• педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения
в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП;
• мониторинг эффективности реализации ИОТ;
• помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ,
ИУП;
• помощь обучающемуся в составлении плана социальных и
профессиональных проб.
• формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам
формирования и реализации образовательных и профессиональных
траекторий.
4. Функции тьютора.
Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет)
следующие функции:
4.1. Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся,
их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах,
готовность в целом к социально - профессиональному самоопределению.

4.2. Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для
преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая
разработку
средств
и
процедур
тьюторского
сопровождения
самоопределения
школьников
в
образовательном
процессе,
соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими
оказываемой помощи.
4.3. Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в
образовательном пространстве образовательной организации и поддержку
обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем.
4.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и
результатов самоопределения обучающихся.
5. Организация деятельности:
5.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением,
должностной инструкцией и может быть реализована с помощью:
• проектной технологии;
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• информационных технологий;
• рефлексивных технологий и др.
Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных
технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов
тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся.
5.2. В процессе организации деятельности тьютор:
• составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет
его на утверждение директору школы;
• организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной
и групповой работы с обучающимися;
• ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся;
• отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в
индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании;
• заполняет раз в триместр соответствующие его функционалу разделы
портфолио, обучающихся;
• подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план
ликвидации пробелов и задолженностей;
• предоставляет администрации отчеты по итогам образовательных
событий рефлексивного характера.
6. Права тьютора.
Тьютор имеет право:
6.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства
предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и
своей деятельности;
6.2. Получать от администрации и работников школы информацию,
необходимую для осуществления своей деятельности;

6.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении
своих должностных обязанностей;
6.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых
им должностных обязанностей;
6.5. Представлять интересы тьюторанта в педагогическом коллективе
учреждения образования
6.6. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей
компетенции;
6.7. Привлекать родителей к участию в воспитательной деятельности с
группой и тьюторантом;
6.8. Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью
в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией)
согласно условиям трудового договора;
6.9. Участвовать в работе методического объединения тьюторов;
6.10. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств
по вопросам создания условий для развития личности обучающихся,
оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей
компетенции;
6.11. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет
средств работодателя.
7. Ответственность тьютора.
7.1. Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного
договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации,
трудового договора,
за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за
нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и
несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав,
предусмотренных настоящим Положением - в соответствии с действующим
законодательством РФ.
7.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно- гигиенических правил организации учебно-воспитательного
процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях,
предусмотренных административным законодательством РФ.
8. Документация тьютора
8.1. Тьютор ведет следующую документацию:
• план работы на год, полугодие;
• программа сопровождения ИОП и ИУП обучающегося;
• график работы с тьюторской группой (обучающимся);
• дневник наблюдений;
• анализ реализации программы сопровождения ИОП и ИУП;
• материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов
индивидуализации образования;
• журнал тьюторской группы.

8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими
методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом
образовательной организации.
Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями
Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями,
педагогами
дополнительного
образования,
педагогом-психологом,
социальным педагогом, медицинским работником, работающими с
закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных
методических объединений, родителями, администрацией образовательной
организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав,
уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со
специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания
условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по
обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенци


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».