ПОЛОЖЕНИЕ о тьюторском сопровождении обучающихся на уровне среднего общего образования 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о тьюторском сопровождении в общеобразовательной организации (далее Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, Трудовым кодексом, Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 г. № Юн «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». 2. Основные понятия 2.1. Тьютор - это педагог, обеспечивающий разработку и сопровождение индивидуальных образовательных программ обучающихся, организующий процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, сопровождающий процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее), координирующий поиск информации обучающимися для самообразования. Тьютор - это участник образовательного процесса, наиболее востребованными личностными и деятельностными характеристиками которого являются: • аналитико-рефлексивные способности; • коммуникативные способности; • организаторские способности; • прогностические способности. Тьюторское сопровождение - образовательная технология, в рамках которой основной формой взаимодействия является индивидуальное и групповое консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (далее — ИОТ), индивидуальных учебных планов (далее — ИУП), выбора и продолжения образования; проведение рефлексивно-проектных мероприятий с обучающимися по вопросам формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий; подготовка и реализация профессиональных проб и социальных практик. 2.2. Выделяется два основных предмета тьюторской работы: сопровождение процесса освоения учащимся новых способов деятельности (творчество, исследование, проектирование и т.д.); сопровождение процесса разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). 2.3. Основным организационно-управленческим условием появления тьютора в образовательном процессе и его актуализации для обучающегося является наличие двух составляющих - возможности образовательного выбора и необходимости освоения новой деятельности. 2.4. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке директором МБОУ СОШ с. Кадгарон. На должность тьютора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж педагогической деятельности не менее 2 лет. 2.5. Работу тьютора непосредственно курирует заместитель директора по УВР старшей школы. Директор школы утверждает план работы тьютора, периодически заслушивает на совещании при директоре, информационных совещаниях, на педагогическом совете. 2.6. Согласно Приложению 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 тьюторам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю. 2.7. Тьютор в своей деятельности руководствуется федеральными и региональными нормативными актами по вопросам образования, приказами и распоряжениями Минобрнауки РФ, решениями органов местного управления образованием, Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, трудовым договором, Правилами внутреннего распорядка образовательной организации, тьютора, настоящим Положением. должностной инструкцией 3. Цели и задачи тьютора: 3.1. Основной целью тьютора является индивидуальное сопровождение обучающегося в образовательном пространстве образовательной организации, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). 3.2. Задачи тьютора: • помощь обучающемуся в осознании его образовательных и профессиональных потребностей, возможностей и способов их реализации; • создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательных траекторий); • обучение проектированию ИОТ и планированию деятельности по ее реализации, как в рамках школы, так и после ее окончания; • создание условий для осознанного и ответственного выбора профиля обучения в старшей школе, доведение информации об особенностях профилей обучения до учащихся и их родителей; • помощь в проектировании ИОТ и разработке и реализации ИУП, подбора ресурсов в образовательном пространстве Школы и за его пределами; • организация рефлексии обучающимися процесса их самоопределения; • организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в школе и вне её; • педагогическое сопровождение обучающихся, имеющих затруднения в вопросах формирования и реализации ИОТ и ИУП; • мониторинг эффективности реализации ИОТ; • помощь в проблемных ситуациях при реализации обучающимся ИОТ, ИУП; • помощь обучающемуся в составлении плана социальных и профессиональных проб. • формирование адекватной самооценки обучающихся по вопросам формирования и реализации образовательных и профессиональных траекторий. 4. Функции тьютора. Организуя тьюторское сопровождение, тьютор реализует (осуществляет) следующие функции: 4.1. Диагностическая: сбор данных о планах и намерениях обучающихся, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, готовность в целом к социально - профессиональному самоопределению. 4.2. Проектировочная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у обучающихся проблем и предусматривающая разработку средств и процедур тьюторского сопровождения самоопределения школьников в образовательном процессе, соответствующих индивидуальным особенностям восприятия ими оказываемой помощи. 4.3. Реализационная: оказание помощи в самоопределении обучающихся в образовательном пространстве образовательной организации и поддержку обучающихся при решении возникающих затруднений и проблем. 4.4. Аналитическая: анализ и коррекция процесса реализации ИОТ, ИУП и результатов самоопределения обучающихся. 5. Организация деятельности: 5.1. Деятельность тьютора регламентируется настоящим Положением, должностной инструкцией и может быть реализована с помощью: • проектной технологии; • технологии работы с портфолио; • технологии группового и индивидуального консультирования; • информационных технологий; • рефлексивных технологий и др. Тьютор самостоятелен в выборе воспитательных и образовательных технологий, эффективных с точки зрения достижения результатов тьюторского сопровождения и не наносящих вред обучающимся. 5.2. В процессе организации деятельности тьютор: • составляет план работы с обучающимися на учебный год и предоставляет его на утверждение директору школы; • организует тьюторское сопровождение на основе плана индивидуальной и групповой работы с обучающимися; • ведет ежедневный учет посещаемости и успеваемости обучающихся; • отслеживает еженедельное продвижение обучающихся в индивидуальном проекте или проводимым ими исследовании; • заполняет раз в триместр соответствующие его функционалу разделы портфолио, обучающихся; • подводит итоги успеваемости и составляет с обучающимися план ликвидации пробелов и задолженностей; • предоставляет администрации отчеты по итогам образовательных событий рефлексивного характера. 6. Права тьютора. Тьютор имеет право: 6.1. Представлять на рассмотрение непосредственного руководства предложения по вопросам совершенствования образовательного процесса и своей деятельности; 6.2. Получать от администрации и работников школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности; 6.3. Требовать от руководства школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей; 6.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей; 6.5. Представлять интересы тьюторанта в педагогическом коллективе учреждения образования 6.6. Принимать решения и действовать самостоятельно в пределах своей компетенции; 6.7. Привлекать родителей к участию в воспитательной деятельности с группой и тьюторантом; 6.8. Совмещать основную должность с преподавательской деятельностью в соответствии с распределением учебной нагрузки (тарификацией) согласно условиям трудового договора; 6.9. Участвовать в работе методического объединения тьюторов; 6.10. Сотрудничать со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности обучающихся, оказания помощи по обеспечению их социальной защиты в рамках своей компетенции; 6.11. Повышать свою квалификацию не реже одного раза в три года за счет средств работодателя. 7. Ответственность тьютора. 7.1. Тьютор несет ответственность за нарушение устава, коллективного договора, правил внутреннего распорядка образовательной организации, трудового договора, за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса, за нарушение профессиональной и педагогической этики, за некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неиспользование прав, предусмотренных настоящим Положением - в соответствии с действующим законодательством РФ. 7.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством РФ. 8. Документация тьютора 8.1. Тьютор ведет следующую документацию: • план работы на год, полугодие; • программа сопровождения ИОП и ИУП обучающегося; • график работы с тьюторской группой (обучающимся); • дневник наблюдений; • анализ реализации программы сопровождения ИОП и ИУП; • материалы мониторинга образовательных эффектов и результатов индивидуализации образования; • журнал тьюторской группы. 8.2. Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующим локальным актом образовательной организации. Взаимодействие с другими работниками и структурными подразделениями Тьютор осуществляет свою деятельность в тесном контакте с учителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-психологом, социальным педагогом, медицинским работником, работающими с закрепленными группами, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями, администрацией образовательной организации, инспекцией по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным по правам ребенка, а также сотрудничает со специалистами учреждений, организаций, ведомств по вопросам создания условий для развития личности тьторанта, оказания помощи по обеспечению его социальной защиты в рамках своей компетенци