Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами. 1. Общие положения Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ (Гл.1.ст.1, ст.2.п.п. 16,23,27,28, ст.5.п.1, ст.5 п.5 4.1, ст.55, 60, 79), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 29.11.2018г. № 196), Методическими рекомендациями при реализации адаптированных общеобразовательных программ, способствующих социально-педагогической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей- инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Письмо МОиН от 29.03.2016 №ВК-641/09), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.), Уставом и локальными актами образовательной организации (учреждения). 1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность МБОУ СОШ с. Кадгарон по инклюзивному образованию, по реализации педагогических проектов, дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, адаптированных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную реабилитацию указанных лиц. 1.2. Обучающиеся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. 1.3. Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. 1.4. Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 1.5. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для данной категории обучающихся - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28, ст.2 ФЗ №273). 2. Цель и задачи 2.1. Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования. 2.2. Задачи: - Реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, адаптированных для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом характера течения заболевания, рекомендаций лечебно - профилактического учреждения. - Оказание помощи обучающимся с ОВЗ и детей-инвалидов в их социальной адаптации; расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к полноценной жизни в обществе. - Предоставление возможности инклюзивного обучения в учреждении для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. - Обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного процесса. 3. Организация образовательного процесса. 3.1. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов учреждение организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам, адаптированным для обучения указанных лиц и с учетом их особенностей психофизического развития. 3.2. Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может осуществляться с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую подготовку. 3.3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов определяются дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой. Данные программы могут быть направлены на формирование жизненной компетенции, на социальную адаптацию, в том числе на интеграцию обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в среду здоровых детей. 3.4. При реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. 3.5. Занятия с обучающимися с ОВЗ и с детьми - инвалидами могут проводиться как в учреждении, так и в других образовательных организациях, на дому по месту жительства. Место проведения занятий зависит от особенностей сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания. 3.6. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здание учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов. 3.7. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов и предусматривает различные формы проведения занятий: - обучение детей с ОВЗ в смешанных группах, то есть инклюзивно по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам с численным составом не более 12 15 человек; - обучение детей с ОВЗ и детей - инвалидов в специализированных группах не более 5 человек; - индивидуальные занятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - дистанционное обучение; - индивидуальные занятия с детьми- инвалидами на дому. 3.8. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. 3.9. Рекомендуемая продолжительность занятий с обучающимися с ОВЗ и детьми инвалидами: для детей с сохранным интеллектом, имеющими нарушения слуха и опорнодвигательного аппарата и другие нарушения - не более 40 минут; для детей с задержкой психического развития - не более 30 минут; для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта не более 30 минут. На каждую группу в объединениях устанавливается недельная нагрузка не более 6 часов. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психо - физического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей. 3.10. Для педагогов дополнительного образования один час работы с одним обучающимся с ОВЗ и ребенком-инвалидом индивидуально, дистанционно, а также на дому, приравнивается к 1 часу работы с группой. 3.11. Интеграция детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательную и культурную среду учреждения осуществляется через проведение совместных с обучающимися учебных и развивающих занятий, воспитательных мероприятий. Воспитательная работа направлена на развитие у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов коммуникативных навыков, овладение ими системой общественных отношений и норм поведения, навыками самоконтроля, саморегуляции и самостоятельной работы, на формирование нравственных понятий и представлений, умения организовать свой досуг, на их эстетическое, физическое, трудовое воспитание. 3.12. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, а также порядок и основание приема, перевода, отчисления (выбытия) и восстановления обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов определяется в соответствии с локальными нормативными правовыми актами учреждения. 3.13. Учреждение может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся на договорной основе. 4. Участники образовательных отношений 4.1. Участниками образовательных отношений являются: педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты (далее - педагогические работники), обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и их родители (законные представители). 5. Права, обязанности и ответственность 5.1. Права, обязанности и ответственность педагогических работников определяются их должностными инструкциями, Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, настоящим Положением. 5.2. Педагог дополнительного образования несет ответственность перед родителями (законными представителями), администрацией учреждения за организацию образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами, за применяемые в образовательном процессе формы, методы, средства обучения; за несвоевременное и ненадлежащее исполнение функций, возложенных на него настоящим Положением. 5.3. В ходе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий педагогические работники несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов. 5.4. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность с детьми с ОВЗ и с детьми - инвалидами должны проходить специализированную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в соответствии с законодательством РФ. 6. Условия работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами 6.1. Для осуществления образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждении создаются максимально комфортные условия для развития личности, социальной адаптации и интеграции в общество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов. 6.2. Администрация учреждения предоставляет для осуществления обучения детей данной категории необходимые помещения (учебные кабинеты, актовый и хореографический залы) для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, проведения воспитательных и досуговых мероприятий. 7. Документация 7.1 .Документами, регулирующими обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются: - справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о возможности обучения; - копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности); - заявление родителей (законных представителей) обучающегося; - приказ директора об организации обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов;