Положение о работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Положение
о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
и детьми – инвалидами.
1. Общие положения

Положение о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьмиинвалидами (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом РФ
"Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЭ (Гл.1.ст.1,
ст.2.п.п. 16,23,27,28, ст.5.п.1, ст.5 п.5 4.1, ст.55, 60, 79), Порядком организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам (Приказ Министерства просвещения РФ от 29.11.2018г. № 196),
Методическими рекомендациями при реализации адаптированных общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-педагогической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей- инвалидов, с учетом особых образовательных потребностей (Письмо
МОиН от 29.03.2016 №ВК-641/09), Санитарно-эпидемиологическими требованиями к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014г.), Уставом и
локальными актами образовательной организации (учреждения).
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность МБОУ СОШ с. Кадгарон по
инклюзивному образованию, по реализации педагогических проектов, дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ, адаптированных для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную
реабилитацию указанных лиц.
1.2. Обучающиеся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
1.3. Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
1.4. Инклюзивное образование - это обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей.

1.5. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для данной
категории обучающихся - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц
с ОВЗ и детьми-инвалидами с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28, ст.2 ФЗ №273).
2. Цель и задачи
2.1. Цель: создание условий для социально-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ
и детей-инвалидов средствами дополнительного образования.
2.2. Задачи:
- Реализация дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ,
адаптированных для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, с учетом характера течения
заболевания, рекомендаций лечебно - профилактического учреждения.
- Оказание помощи обучающимся с ОВЗ и детей-инвалидов в их социальной адаптации;
расширение их жизненного пространства, кругозора и подготовка к полноценной жизни в
обществе.
- Предоставление возможности инклюзивного обучения в учреждении для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов.
- Обеспечение щадящего режима проведения занятий при организации образовательного
процесса.
3. Организация образовательного процесса.
3.1. Для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов учреждение организует образовательный
процесс по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам,
адаптированным для обучения указанных лиц и с учетом их особенностей психофизического
развития.
3.2. Образовательная деятельность обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов может
осуществляться с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также
педагогическими работниками, прошедшими соответствующую подготовку.
3.3. Содержание образования и условия организации образовательного процесса
обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов определяются дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программой. Данные программы могут быть направлены на
формирование жизненной компетенции, на социальную адаптацию, в том числе на
интеграцию обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в среду здоровых детей.
3.4. При реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам
предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература.
3.5. Занятия с обучающимися с ОВЗ и с детьми - инвалидами могут проводиться как в
учреждении, так и в других образовательных организациях, на дому по месту жительства.
Место проведения занятий зависит от особенностей сложности структуры дефекта,
особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
3.6. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ и
детей-инвалидов понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся,
включающие в себя использование специальных программ и методов обучения и воспитания,
специальных учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечение доступа в здание учреждения
и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ
обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов.

3.7. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него
обучающихся с ОВЗ и (или) детей-инвалидов, инвалидов и предусматривает различные
формы проведения занятий:
- обучение детей с ОВЗ в смешанных группах, то есть инклюзивно по дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающим) программам с численным составом не более 12 15 человек;
- обучение детей с ОВЗ и детей - инвалидов в специализированных группах не более 5
человек;
- индивидуальные занятия детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- дистанционное обучение;
- индивидуальные занятия с детьми- инвалидами на дому.
3.8. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для обучающихся с
ОВЗ, детей-инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического
развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для
обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов.
3.9. Рекомендуемая продолжительность занятий с обучающимися с ОВЗ и детьми инвалидами: для детей с сохранным интеллектом, имеющими нарушения слуха и опорнодвигательного аппарата и другие нарушения - не более 40 минут; для детей с задержкой
психического развития - не более 30 минут; для детей с тяжелыми нарушениями интеллекта не более 30 минут. На каждую группу в объединениях устанавливается недельная нагрузка не
более 6 часов.
Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в
зависимости от особенностей психо - физического развития, индивидуальных возможностей
и состояния здоровья детей.
3.10. Для педагогов дополнительного образования один час работы с одним обучающимся с
ОВЗ и ребенком-инвалидом индивидуально, дистанционно, а также на дому, приравнивается
к 1 часу работы с группой.
3.11. Интеграция детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательную и культурную среду
учреждения осуществляется через проведение совместных с обучающимися учебных и
развивающих занятий, воспитательных мероприятий. Воспитательная работа направлена на
развитие у обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов коммуникативных навыков, овладение
ими системой общественных отношений и норм поведения, навыками самоконтроля,
саморегуляции и самостоятельной работы, на формирование нравственных понятий и
представлений, умения организовать свой досуг, на их эстетическое, физическое, трудовое
воспитание.
3.12. Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, а
также порядок и основание приема, перевода, отчисления (выбытия) и восстановления
обучающихся с ОВЗ и детей - инвалидов определяется в соответствии с локальными
нормативными правовыми актами учреждения.
3.13. Учреждение может оказывать помощь педагогическим коллективам других
образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных
(общеразвивающих) программ, организации досуговой и внеучебной деятельности
обучающихся на договорной основе.
4. Участники образовательных отношений
4.1.
Участниками
образовательных
отношений
являются: педагоги,
педагоги
дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты (далее - педагогические
работники), обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды и их родители (законные представители).

5. Права, обязанности и ответственность
5.1. Права, обязанности и ответственность педагогических работников определяются их
должностными инструкциями, Уставом и правилами внутреннего трудового распорядка
учреждения, настоящим Положением.
5.2. Педагог дополнительного образования несет ответственность перед родителями
(законными
представителями),
администрацией
учреждения
за
организацию
образовательного процесса с обучающимися с ОВЗ и детьми - инвалидами, за применяемые в
образовательном процессе формы, методы, средства обучения; за несвоевременное и
ненадлежащее исполнение функций, возложенных на него настоящим Положением.
5.3. В ходе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий педагогические
работники несут ответственность за жизнь и здоровье обучающихся с ОВЗ и детейинвалидов.
5.4. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность с детьми с
ОВЗ и с детьми - инвалидами должны проходить специализированную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации в соответствии с законодательством РФ.
6. Условия работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и
детьми-инвалидами
6.1.
Для
осуществления
образовательного
процесса
по
дополнительным
общеобразовательным (общеразвивающим) программам в учреждении создаются
максимально комфортные условия для развития личности, социальной адаптации и
интеграции в общество обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов.
6.2. Администрация учреждения предоставляет для осуществления обучения детей данной
категории необходимые помещения (учебные кабинеты, актовый и хореографический залы)
для организации образовательного процесса, коррекционных занятий, проведения
воспитательных и досуговых мероприятий.
7.

Документация

7.1 .Документами, регулирующими обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ являются:
- справка (медицинское заключение) учреждения здравоохранения о возможности обучения;
- копия документа, подтверждающего инвалидность ребенка (при наличии инвалидности);
- заявление родителей (законных представителей) обучающегося;
- приказ директора об организации обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».