Нормативно-правовые основы организации дистанционного обучения в СОШ с. Кадгарон

Нормативно-правовые основы организации дистанционного обучения
в МБОУ СОШ с. Кадгарон МО Ардонский район РСО-Алания
А. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». (ст. ст. 13, 16, 17, 18, 28, 30, 41).
Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ
2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные
технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
3. При реализации образовательных программ организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, может применяться форма организации обра зовательной
деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания
образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих
образовательных технологий.
9. Использование при реализации образовательных программ ме
тодов и средств
обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому
или психическому здоровью обучающихся, запрещается.
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности
с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации
образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных
технологий, технических средств, а также информационно -телекоммуникационных сетей,
обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие
обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными
технологиями понима ются образовательные технологии, реализуемые в основном с
применением информационно -телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
2. Организации, осуществляющие образовательную деятель ность, вправе применять
электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации
образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государствен ной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и

реализации государственной политики и нормативно -правовому регулированию в сфере
общего образования. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации,
осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для
функционирования электронной информационно -образовательной среды, включающей в себя
электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность
информационных технологий, телекоммуника
ционных технологий, соответствующих
технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных
программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
4. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной
деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную
деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
5. При реали зации образовательных программ с применением электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
организация,
осуществляющая
образовательную
деятельность,
обеспечивает
защиту
сведений,
составляющих
государственную или иную охраняемую законом тайну.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
1. В Российской Федерации образование может быть получено:
1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме
семейного образования и самообразования).
2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом
потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий
педагогического работника с обучающимися осущес твляется в очной, очно -заочной или
заочной форме.
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с
правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего
Федерального закона промежуточной и государственно й итоговой аттестации в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения
реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые
(электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных,
информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными
изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и
периодическими изданиями по всем входящим в реализ уемые основные образовательные
программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается
самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной,
финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных
актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования,
выборе учебно -методического обеспечения, образовательных технологий по
реализуемым ими образовательным программам.
3. К комп етенции образовательной организации в установленной сфере деятельности
относятся:
12) использование и совершенствование методов обучения и
воспитания, образовательных технологий, электронного обучения.
6. Образовательная организация обязана осуществлять св ою деятельность в соответствии
с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие
качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых
форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим
особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической
подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра
и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами,
обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством
Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций,
отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной
программы, в том числе при проведении практической подготовки
обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при
реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической
подготовки обу чающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в
соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение
или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об
образовании пра в и свобод обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению
образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут
административную ответственн ость в соответствии с Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие
образовательные отношения
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие
нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в
пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в
порядке, установленном ее уставом.
2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным
вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе
регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся , формы,
периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся,
порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между
образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными
представителями) несовершеннолетних обучающихся.
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или
работников образовательной организации по сравнению с устан овленным законодательством
об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением
установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий
и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий дл я профилактики заболеваний и оздоровления
обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации
образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в т ом числе
обеспечивают:
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

СанПиН2.4.2.2821-10Санитарно-эпидемиологические требования
кусловиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2010 года N 189
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
(с изменениями на 22 мая 2019 года)
Документ с изменениями, внесенными: постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 85; постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25
декабря 2013 года
N 72; постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 24 ноября 2015 года N
81; постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2019 года N 8.
В соответствии с
Федеральным законом от 30.03.99 N 52
-ФЗ
"О санитарно эпидемиологическом благополучии населения"
и постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной
санитарно-эпидемиологической службе Российской
Федерации и Положения о
государственном санитарно
-эпидемиологическом нормировании"
постановляю:
1. Утвердить санитарно -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821 -10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" (приложение) . Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года
в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова
"общеобразовательных учреждениях" с 13 апреля 2014 года заменены словами
"общеобразовательных организациях".
2. Ввести в действие указанные санитарно -эпидемиологические правила и нормативы с 1
сентября 2011 года.
3. С момента введения СанПиН 2.4.2.2821 -10 считать утратившими силу санитарно эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические
требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации, Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации от
28.11.2002 N 44 , СанПиН 2.4.2.2434-08 "Изменение N 1 к СанПиН 2.4.2.1178 -02",
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 26.12.2008 N 72.
Г. Онищенко
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года,
регистрационный N 19993

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы CанПиН 2.4.2.2821-10.
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных организациях
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 года N 189
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно
-эпидемиологические правила и нормативы (далее
санитарные правила) направлены на охрану здоров
ья обучающихся при осуществлении
деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях.
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно
-эпидемиологические
требования к:
- режиму образовательной деятельности;
- соблюдению санитарных правил.
1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие,
строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.
Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации,
реализующие основные общеобра зовательные программы, а также осуществляющие
присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми
гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность
которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией
общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат
рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для
обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и
укрепление их здоровья.
X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
10.4. Учебные занятия следует нач инать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков
не допускается.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1 -х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и
классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
10.5. Количество часов, отведен ных на освоение обучающимися учебного плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности
превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий),
реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии
с таблицей 3.
Классы
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах
при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

1

-

21

2- 4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8- 9

36

33

10 - 11

37

34

10.6. Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в
течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня
должен составлять:
- для обучающихся 1 -х классов - не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не
более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4 классов - не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет
урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 - 6 классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 - 11 классов - не более 7 уроков.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультати вных занятий.
Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством
обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком
рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
10.7. Расписание ур оков составляют с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (приложение 3
настоящих санитарных правил).
10.8. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности
предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные
предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика)
чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для
обучающихся II и III ступени образования предметы естественно -математического профиля
чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2
- 4 классов - 2 - 3 уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов - на 2 - 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной
работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
10.9. Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна
превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность
регламентируется пунктом 10.10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса,
продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
10.11. Дл я предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня
работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный
день в четверг или пятницу.
10.12. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены
допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
10.14. Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ
и технологий, распи саний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их
неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
10.17. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся
на уроках следует проводить физкультминутк и и гимнастику для глаз (приложение 4 и
приложение 5 настоящих санитарных правил).
10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности
(за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность
различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя,
письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1 - 4 классах не должна превышать 7 - 10 минут, в 5 - 11
классах - 10 - 15 минут.

Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25 - 35 см у
обучающихся 1 - 4 классов и не менее 30 - 45 см - у обучающихся 5 - 11 классов.
Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе
технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5.

Прослушиваниеаудиозаписивнаушниках

Прослушиваниеаудиозаписи

Просмотрдинамическихизображе
нийнаучебныхдоскахиэкранахотр
аженногосвечения

Просмотртелепередач

учебных досках
иэкранахотраженногосвечения

Работа сизображением
наиндивидуальноммониторекомпьютер
аиклавиатурой

Непрерывная длительность (мин.), не более
Просмотрстатическихиз
ображенийна

Класс

1-2

10

15

15

15

20

10

3-4

15

20

20

15

20

15

5-7

20

25

25

20

25

20

8-11

25

30

30

25

25

25

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой,
необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение
5), а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления
(приложение 4).
10.30. Объем домашних заданий (по всем предметам) долже н быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в
4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.
Приложение 3. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАСПИСАНИЮ УРОКОВ
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум
умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10 - 12
часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при
наименьших психофизиологических затратах организма.
Поэтому в расписании уроков для обучающихся I ступени обучения образования основные
предметы должны проводиться на 2 - 3-х уроках, а для обучающихся II и III ступени
образования - на 2, 3, 4 уроках.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели.
Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в
конце (пятница) недели.
Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы
наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков
включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности (таблица 1,
2, 3 настоящего приложения) либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале
трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Изложен ие нового
материала, контрольные работы следует проводить на 2 - 4 уроках в середине учебной
недели. Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не
должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов
необходимо пользоваться таблицами 1 - 3, в которых трудность каждого учебного предмета
ранжируется в баллах.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день
по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.

Общеобразовательные предметы
Математика
Русский (национальный, иностранный язык)
Природоведение, информатика
Русская (национальная) литература
История (4 классов)
Рисование и музыка
Труд
Физическая культура
Общеобразовательные предметы
Химия
Геометрия
Физика
Алгебра
Экономика
Черчение
Мировая художественная культура
(МХК)
Биология
Математика
Иностранный язык
Русский язык
Краеведение
Природоведение
География
Граждановедение
История
Ритмика
Труд
Литература
ИЗО
Физическая культура
Экология
Музыка
Информатика
ОБЖ
Общеобразовательные
предметы

Количество баллов (ранг трудности)
8
7
6
5
4
3
2
1

Количество баллов(ранг трудности)
5 класс
6 класс
7 класс 8 класс 9 класс
13
10
12
12
10
8
8
9
13
10
9
7
11
5
4
8
5
5
10
10
9
8
7
7
6
5
4
4
4
3
3
3
2
4
1

Количество
баллов

8
13
11
12
9
8
7
9
8
4
3
6
3
4
3
1
10
2

7
10
11
5
6
9
6
2
4
1
2
3
1
4
3

Общеобразовательные
предметы

7
8
7
5
6
5
8
1
4
3
2
6
1
7
3

7
9
6
5
10
4
7
2
1
7
3
Количество
баллов

Физика

12

Информатика, Экономика

6

Геометрия, химия

11

История, Обществознание,
МХК

5

Алгебра

10

Астрономия

4

Русский язык

9

География, Экология

3

Литература, иностранный язык

8

ОБЖ, Краеведение

2

Биология

7

Физическая культура

1

Приложение 5. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ГИМНАСТИКИ ГЛАЗ
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, отк
рыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными
движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1
- 4, потом перенести взор
вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же
в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2
раза.

В. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816 "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ"
В соответствии с частью2статьи16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федераци и, 2012,
N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N
30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27,
ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78;
N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245,
ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765) и подпунктом5.2.5 Положения о
Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6,
ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; N 46, ст. 6392; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст.
1121; N 28, ст. 4741; 2017, N 3, ст. 511; N 17, ст. 2567; N 25, ст. 3688) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения , дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ" (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 4 апреля 2014 г., регистрационный N 31823).
Министр

О.Ю. Васильева

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 23 августа 2017 г. N 816

Порядок
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ
См. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий,
направленные письмом Минпросвещения России от 19 марта 2020 г. N ГД-39/04
См. Методические рекомендации по реализации образовательны х программ среднего
профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и
ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий, направленные письмом Министерства
просвещения РФ от 10 апреля 2020 г. N 05-398
1. Настоящий Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ устанавливает правила применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации основных образовательных програ мм и/или
дополнительных образовательных программ (далее - образовательные программы).
2. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация
образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно
электронного обу чения, дистанционных образовательных технологий, определяется
Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность (далееорганизации),
реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от
29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" формах обучения
или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля
успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации
обучающихся.
4. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о
реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их
правильного выбора.
5. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:
местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации
или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся*(2); организации обеспечивают
соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических, научных, учебно -вспомогательных, администрати вно-хозяйственных
работников организации;

организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно -методической помощи
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых
дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных
технологий*(3); организации самостоятельно определяют соотношение объема занятий,
проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с
обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий;допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем
непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
6. При реализации обра зовательных программ или их частей с применением
исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
организация самостоятельно и (или) с использованием ресурсов иных организаций:
создает условия для функционирования электронной и нформационно-образовательной
среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ или их частей
в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся*(4); обеспечивает
идентификацию личности обучающегося, выбор способа которой
осуществляется организацией самостоятельно, и контроль соблюдения условий
проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов
обучения.
7. Организации вправе осуществля ть реализацию образовательных программ или их частей
с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн -курсов, обеспечивающих для
обучающихся независимо от их места нахожден ия и организации, в которой они
осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем
организации
образовательной деятельности в электронной информационно
-образовательной среде, к
которой предоставляется открытый доступ через
информационнотелекоммуникационную
сеть "Интернет".
8. Освоение обучающимся образовательных программ или их частей в виде онлайн
курсов
подтверждается документом об образовании и (или) о квалификации либо документом об
обучении, выданным организацией, реал изующей образовательные программы или их части
в виде онлайн-курсов.
Организация, которой обучающимся представлен документ об образовании и (или) о
квалификации либо документ об обучении, подтверждающий освоение им образовательной
программы или ее части в виде онлайн-курсов в иной организации, допускает обучающегося к
промежуточной аттестации по соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам
(модулям), иным компонентам образовательной программы, или зачитывает результат обучения
в качестве результат а промежуточной аттестации на основании данного документа. Зачет
результатов обучения осуществляется в порядке и формах, установленных организацией
самостоятельно*(5), посредством соп оставления планируемых результатов обучения по
соответствующим учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), иным компонентам,
определенным образовательной программой, с результатами обучения по соответствующим
учебным предметам, курсам, дисциплинам (м одулям), иным компонентам образовательной
программы, по которой обучающийся проходил обучение, при представлении обучающимся
документов, подтверждающих пройденное им обучение.
9. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и
осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний
документооборот на бумажном носителе и/или в электронно -цифровой форме в
соответствии

с требованиями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О
государственной тайне"*(6), Федерального закона от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ "О
персональных данных"*(7), Федерального закона от 22 октября 2004 г. 25 -ФЗ "Об архивном
деле в Российской Федерации"*(8).
_____________________________
*(1) Часть3статьи16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N
53,
ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165;
2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст.
3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст.
2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст.
24, ст. 72, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст.
4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292; 2017, N 18, ст. 2670; N 31, ст. 4765) (далее Федеральный закон N 273).
*(2) Часть4статьи16 Федерального закона N 273.
*(3) Часть 1 статьи28 Федерального закона N 273.
*(4) Часть 3 статьи16 Федерального закона N 273.
*(5) Часть 1 статьи28, пункт7части1статьи34 Федерального закона N 273.
*(6) Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 41, стр. 8220-8235, ст. 4673;
2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6055,
ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407;
2013, N 51, ст. 6697; 2015, N 10, ст. 1393.
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N
31, ст. 3451; 2009, N 48,
ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N
23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст.
2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243; 2016, N 27, ст. 4164; 2017, N 9, ст. 1276; N 27, ст. 3945; N 31, ст.
4772.
*(8) Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N
43, ст. 4169; 2006, N 50,
ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2253; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4196; 2013,
N 7, ст. 611; 2014, N 40, ст. 5320; 2015, N 48, ст. 6723; 2016, N 10, ст. 1317; N 22, ст. 3097; 2017,
N 25, ст. 3596.
Г. Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020
г. № ГД-39/04 "О
направлении методических рекомендаций"
23 марта 2020
В целях принятия мер но снижению рисков распространения новой коронавирусной
инфекции в организациях, осуществляющих образовательную деятельность,
Минпросвещения России направляет для учета и использования в работе Методические
рекомендации по реализации
образовательных программ начальною о бщего, основного общего, среднего общего
образования, образовательных про грамм среднею профессионального образовании и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий.
Приложение: на 9 л. в 1 экз.
Д.Е. Глушко

Методические рекомендации по реализации образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессионального образования и
дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 9, ст.
1137), а также Порядком применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализацииобразовательных программ, утвержденным приказом Министер ства образования
и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816 (зарегистрирован Министерством
юстицииРоссийской Федерации 18 сентября 2017 г., регистрационный N 48226), в целях
оказания методической помощи при реализации образовательных программ начального
общего,основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий.
2. В настоящих Методических рекомендациях приведены:
примерная модель реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий;
рекомендации по реализации программ среднего профессионального образования
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
примерная модель реализации образовательных программ среднего
профессионального образования с примене нием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий;
особенности реализации учебной и производственной практик при реализации
программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий.
I. Примерная модель реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
3. Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по
образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего
образования и (или) по дополнительным общеобразовательным программам с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
3.1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ, положение) об организации
дистанционного обучения, в котором определяет, в том числе порядок оказания учебно методической помощи обучаю щимся (индивидуальных консультаций) и проведения
текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам;
3.2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным
планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение
времени проведения урока до 30 минут;
3. 3. информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных
программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий (далее - дистанционное обучение), в том числе знакомит с
расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по
учебным дисциплинам, консультаций;

3.4. обеспечивает ведение учета результатов образовательного процесса в электронной
форме.
4. Выбор род
ителями (законными представителями) обучающегося формы
дистанционного обучения по образовательной программе начального общего, основного
общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным
общеобразовательным программам подтверждается докуме нтально (наличие письменного
заявления родителя(ей) (законного представителя).
5. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам
с применени ем электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
образовательной организации рекомендуется обеспечить внесение соответствующих
корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения
(лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.
6. В соответствии с техническими возможностями образовательная организация
организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном
портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных
ресурсов.
7. Педагогическим работникам образовательной организации при реализации
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, а также при реализации дополнительных общеобразовательных программ
с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом
системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся,
ресурсы и задания;
выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио
рецензий, устных онлайн консультаций.
8. При реализации образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
руководителю либо иному уполномоченному должностному лицу образовательной
организации рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга
фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни
временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
При необходимости допускается интеграция форм обучения, например очного и
электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».